+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    

МГРИ.ИНФОРМ

Блокада: это было как будто со мной
Сегодня уже никто не должен спорить, чей вклад в Победу важнее Свой вклад в великую Победу внесли не только те, кто сражался на фронте и трудился в тылу, но и те, кому пришлось просто выстоять Не каждому выпало счастье жить Что я сегодня могу вспомнить про свою бабушку Елену Александровну Пономареву (до замужества Фёдорову) - маленькую блокадницу. Если бы она тогда не сумела выжить, не было бы ни моего отца Николая Евгеньевича, ни меня. Когда летом 1942 года её вместе с матерью, моей прабабушкой Анной Васильевной, вывезли по Ладоге на Большую землю, им, наверно, казалось, что началась новая жизнь. На Большой земле им первым делом дали паёк, помогали бороться с болезнями. К сожалению, прабабушку это уже не могло спасти, и в скором времени она умерла. Но она не просто дала жизнь моей бабушке, она сделала всё, чтобы её жизнь продолжалась. Только через семь лет Лена Фёдорова вернулась в Ленинград, где поступила в университет и начала долгую, счастливую, по-настоящему новую жизнь. А на тот момент, когда началась Великая Отечественная война моя бабушка Лена была ещё ребёнком – ей исполнилось всего 10 лет. И ей пришлось пережить один из ужасов войны – блокаду Ленинграда. Моя бабушка была очень маленькой, но она запомнила много событий, память о которых и передавала родственникам. К сожалению, бабушки Лены уже нет в живых, но меня до глубины души потрясло всё то, что она нам рассказывала. Для меня эта история, пусть по рассказам бабушки и не такая длинная, навсегда застыла в памяти. Это история о человеческой жестокости и о человеческом страхе, о человеческом бессилии и о человеческих возможностях. Лена Фёдорова на всю жизнь запомнит, как в конце августа 1941 года над головой засвистели бомбы. Она в тот день шла в школу вместе со своей старшей сестрой, чтобы узнать каким будет новый учебный год. Ужасающее предчувствие буквально преследовало её. До школы они с сестрой в тот день так и не дошли… Бабушка Лена всегда рассказывала эту историю с таким ужасом, что страшно становилось любому, кто её слышал. Но она навсегда запомнит и те дни, когда в последний раз видела сначала своего отца, а потом и старшего брата. Отец ушёл из дома на фронт ещё в самом начале войны, а брат, которому было всего 17 лет, только ближе к осени. В закрытом и уже окружённом немцами и финнами Ленинграде еды хватало только на месяц, и эта жуткая новость быстро облетела весь город. Но все и так знали, что фашистские самолёты разбомбили огромные Бадаевские склады, обрекая огромный город на вымирание. Уже в наше время стало известно, что уничтоженное тогда продовольствие вряд ли сильно изменило бы обстановку, однако люди были страшно подавлены самим фактом. Моя бабушка помнила, как её мама плакала от понимания, что она не сможет прокормить себя и трёх дочерей. Именно поэтому маленьким Ане, которой было «уже» 12 лет, 10-летней Лене и крохотной пятилетней Танюшке пришлось повзрослеть очень рано. Таню в скором времени эвакуировали на барже через Ладогу, но никто из семьи с тех пор её так и не видел. Быть может, ей всё-таки повезло остаться в живых. А нам остаётся никого не забыть Моя бабушка Лена помнила, как первой блокадной зимой еду приходилось получать в магазинах и в каких-то заброшенных лавках по карточкам. Помнит и то, что норма выдачи на одного человека сокращалась не по дням, а по часам. А ведь впереди ещё ждала страшная, неизвестная зима. Сестра бабушки, Аня, тяжело заболела первой же блокадной осенью. Причиной стало отравление цинком. Дело в том, что людям, в пищу вместо нормального масла давали очищенную олифу, которой разбавляют краску, а в ней и содержался цинк. Так, вскоре в семье из пяти человек осталось всего двое. Однажды мама принесла Лене новость: «По льду проведут дорогу». Радости в тот момент не было предела, но на самом деле отнюдь не всё было так хорошо. Первые машины тонули и не доходили до города, но вскоре эту проблему сумели решить. Появилась какая-то надежда и так моя бабушка и её мама продолжали жить. Мою бабушку – Лену Фёдорову тоже хотели эвакуировать первой же зимой, но она заболела, и поэтому её не взяли, дабы не заражать других. Удивительным образом, бабушка сумела вылечиться и выжила. Она помнит, как её мать готовила суп из куриных костей и шкур. Это сегодня можно только догадываться, откуда она их добывала. А один раз мама смогла достать ножку курицы – настоящую роскошь для блокадников. Где она её взяла, до сих пор остается тайной. В первую блокадную зиму обстрелы были почти каждый день, мать и дочь жили без света, жгли мебель, чтобы добыть тепло. Как не раз повторяла бабушка, страшно было то, что никому нельзя было доверять: люди сходили с ума от холода и голода, от смерти близких и от того, что буквально каждый сам мог в любой момент погибнуть. Сама же она очень многого по-настоящему бояться так и не научилась. Ещё одним знаменательным днём был день 1-го мая 1942 года. Тогда каждому ленинградцу была выдана луковица. Может быть, для нас теперь в этом нет ничего удивительного, но тогда это было настоящее чудо. И что удивительно - всё это время моя бабушка ходила в школу. Правда к весне 1942-го из сорока человек в классе закончили учебный год не более десятка. Летом ленинградцы старались выращивать продукты, но даже если им и удавалось добыть семена, то они редко вырастали в полноценные продукты. Моя бабушка Лена вспоминала, как её мама готовила суп из крапивы. Даже совсем незрелые ростки и трава шли в еду. Летом совсем не было хлеба, потому что не было возможности доставлять пищу в город. Моя бабушка ни разу не рассказывала, как они встретили новый 1942 год, но запомнила, как сильно радовались победе под Москвой и ждали, что блокаду прорвут совсем скоро. Она запомнила, что научилась различать, когда стреляли наши корабельные орудия с линкоров и крейсеров, потому что выстрелов немецких пушек почти не было слышно. Но от этого было только страшнее. А ещё моя бабушка помнит ужасающий запах, который начинался весной. Бесчисленные трупы, оставшиеся на улицах и по дворам после первой страшной зимы, просто негде было хоронить. И практически ни у кого не было сил заниматься этим. Даже маленькая девочка хорошо запомнила, что только ближе к лету город удалось привести в относительный порядок, но уже Первомай блокадный Ленинград отметил по-настоящему – назло врагу. Источник Автор: Анастасия Пономарева, ТО-19
Прадед уходил за Победой. И вернулся с медалями!
Как не гордиться такой дивизией Мой прадед Голотвин Федор Константинович родился 1 марта 1924 года в селе с интересным названием Городок Усманского района Воронежской области. 60 лет спустя, при юбилейном награждении Орденом Отечественной войны местом рождения прадеда записали уже село Предречье, и это ещё надо будет уточнить. Фёдору Голотвину не было и 19 лет, когда он, призванный Усманским райвоенкоматом, ушёл на фронт. Прадед окончил короткие курсы военной подготовки, сражался в звании сержанта, а затем – старшего сержанта, в составе 250-й Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии. От своей бабушки - дочери Федора Константиновича и из различных источников я постаралась немного узнать об этой дивизии. По приказу НКВД СССР от 29 июня 1941 года были сформированы сразу 15 особых дивизий Красной Армии, в том числе и 250-я стрелковая. В кадрах каждой такой дивизии состояли по 1000 человек рядового и младшего начальствующего состава и по 500 человек командно-начальствующего состава, набранных из войск НКВД. Во фронтовых документах об этом сказано так: «костяк дивизии составили воины-пограничники, преимущество при зачислении в дивизию отдавалась лицам, прежде проходивших срочную военную службу в войсках ОГПУ-НКВД». До полного кадрового состава в дивизии НКВД также набирали по призыву из запаса всех категорий военнослужащих. В итоге формировались очень надёжные боевые соединения, которые обычно командование направляло на охрану важнейших стратегических объектов или же на самые опасные участки фронта. 250 стрелковая дивизия формировалась в самый тяжёлый период войны – со 2 по 16 июля 1941 года в районе древнего Владимира. В 1985 году на площади Победы города Владимир была установлена красивая и строгая памятная стела, на которой перечислены девять воинских соединений, сформированных в городе, в том числе и 250-я стрелковая дивизия. Первоначально в боевом составе дивизии числились: 918-й, 922-й и 926-й стрелковые полки, 790-й легкий артиллерийский полк, 778-й гаубичный артиллерийский полк, 308-й отдельный противотанковый дивизион, 527-й отдельный зенитный артдивизион, 329-я отдельная разведывательная рота, 670-й отдельный батальон связи, 418-й отдельный саперный батальон, 248-я рота химзащиты, 258-й медико-санитарный батальон, 471-й отдельный автотранспортный батальон, 286-й полевой хлебозавод, 299-й отдельный ветеринарный лазарет, 813-я полевая почта, военная прокуратура, а также 714-я полевая касса Госбанка. Общая начальная кадровая численность дивизии составляла 12129 человек. Дивизия предназначалась для обороны крупных промышленных объектов от возможных воздушных десантов противника, но обстановка на фронте потребовала иных решений. 15 июля 1941 года дивизия, не окончив формирования, отправилась железной дорогой, причём проездом через Москву, в район города Ржев. Оттуда она, начиная с 18 июля совершает 109-км переход под город Белый, Калининской (ныне Тверской) области, и уже там 22 июля 1941 года включается в Смоленское сражение. Дивизия оказывается в составе 30-й армии Западного фронта, которой командовал генерал-майор В.А.Хоменко и получает задачу контратаковать противника в направлении на Духовщину и остановить его продвижение на восток. Именно так сражались с фашистами однополчане прадеда Несколькими ударами во фланг 9-й немецкой армии войска Хоменко, и в том числе 250-я сд сильно притормозили наступление врага. Затем 30-я армия, когда её командующим станет будущий легендарный танковый командарм Д.Д.Лелюшенко, вместе с 1-й Ударной будет освобождать Клин, сражаться на кровавом Ржевском выступе, а в 1943-м станет гвардейской – 10-й уже под командованием генерал-лейтенанта В.Я.Колпакчи. В составе 29 армии дивизия участвовала в освобождении Калинина (Твери), билась за Ржев и Вязьму, а до победы успела пройти по Орловской, Белгородской и Брянской областям, по Белоруссии, Польше и Восточной Пруссии. 250-я дивизия закончила войну на берегах Эльбы, встретившись там с американскими союзниками. Музей прославленного соединения активно работает в областном городе Белгороде. Ты помнишь, Воронеж? Вообще 250-ю дивизию не раз переводили из одной армии в другую, а мой прадед воевал сначала в 790-м Краснознамённом артиллеристском полку, впоследствии удостоенном ордена Александра Невского. Потом его перевели в 922-й стрелковый полк, тоже ставший Краснознамённым с тем же орденом Александра Невского. В ходе боёв под Ленинградом сержант Фёдор Голотвин был тяжело контужен и находился на лечении в одном из Ленинградских госпиталей. После выздоровления он проходил дальнейшую службу в Воронежской области, в военном лагере, который располагался в Лискинском районе. У прадеда было сразу две медали «За Отвагу» - редкий случай. Их хорошо видно на его единственной фронтовой фотографии. К сожалению, из-за того, что все истории, случившиеся с прадедом, передавались по цепочке - от прадедушки к бабушке, от бабушки к папе и от папы ко мне, они оказались размытыми и только одна более-менее сохранилась у меня в памяти. Это случилось во время знаменитой Курской битвы летом 1943 года. Когда орудийный расчёт моего прадеда расположился на отдых у небольшой реки, прямо на них неожиданно выехал немецкий танк. Сержант Фёдор Голотвин на тот момент являлся заряжающим зенитной пушки, и он смог вовремя сориентироваться, и первым же выстрелом в упор подорвать вражескую бронированную машину. За такой геройский поступок 13 августа 1943 года он был награжден медалью «За отвагу». Я продолжаю верить в семейное предание, поскольку наградных документов об этом случае в архивах не найдено. Зато есть запись в наградном листе о второй медали «За отвагу», который сохранился в архивах, и я смогла найти его на сайте «Подвиг Народа»: Эти строки сегодня довольно сложно, но можно прочесть: «Награждаю… орудийного номера 7 батареи старшего сержанта Голотвина Фёдора Константиновича за то, что в боях за разъезд Чарново Блок 28,7.44 г. проявил мужество и отвагу. Во время артиллерийского обстрела огневой позиции снаряды рвались возле самых орудий, но тов. Голотвин не покинул своего поста, а продолжал работать, быстро и точно подавал снаряды, в результате чего орудие вело непрерывный огонь по противнику, чем способствовало отражению атаки врага». Это была вовсе не последняя награда прадеда. Через 40 лет после Победы его наградили Орденом Отечественной войны IIстепени. После окончания войны и службы в армии мой прадедушка в 1946 году демобилизовался, и по распоряжению военкомата Воронежской области приступил к очень важной и ответственной работе. Он стал начальником эшелона по организации набора людей на комсомольские стройки в Комсомольске-на-Амуре, Магнитогорске, Братске, на Сахалине и Урале. Прадед работал возле известного на всю страну Санатория имени А.Д.Цюрупы. Об этом человеке я не так давно узнала, что он был первым советским наркомом продовольствия и организатором продотрядов, которые спасли от голода целые города и губернии. Как раз там прадед и встретил мою прабабушку, работавшую на тот момент бухгалтером в санатории. А одной из самых больших заслуг прадеда, как я считаю, стало то, что после того, как он прошёл всю войну, он сумел вырастить и воспитать четырёх детей и дать им всем образование. Источник Автор: Вовкогон Арина РГК 19-2
МГРИ принимает поздравления с Днем России!
Посольство Сирийской Арабской Республики Белорусский государственный технологический университет Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Ухтинский государственный технический университет Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева Морская арктическая геологоразведочная экспедиция Дагестанский государственный технический университет Межрегиональная общественная организация Евро-Азиатское Геофизическое Общество
Мне кажется, я тоже блокадница, пусть и всего на четверть
Не каждому выпало счастье жить Что я могу сказать о своей бабушке, Елене Александровне Пономарёвой (до замужества Фёдоровой), маленькой блокаднице? Если бы она тогда не сумела выжить, не было бы ни моего отца Николая Евгеньевича, ни меня. Когда летом 1942 года её вместе с матерью, моей прабабушкой Анной Васильевной Фёдоровой, вывезли по Ладоге на Большую землю, им, наверное, казалось, что началась новая жизнь. На Большой земле им первым делом дали паёк, помогали бороться с болезнями. К сожалению, прабабушку это уже не могло спасти, и в скором времени она умерла. Но она не просто дала жизнь моей бабушке, она сделала всё, чтобы её жизнь продолжалась. Только через семь лет Лена Фёдорова вернулась в Ленинград, где поступила в университет и начала долгую, счастливую, по-настоящему новую жизнь. А на тот момент, когда началась Великая Отечественная война, моя бабушка Лена была ещё ребёнком – ей исполнилось всего 10 лет. И ей пришлось пережить один из ужасов войны – блокаду Ленинграда. Моя бабушка была очень маленькой, но она запомнила много событий, память о которых и передавала родственникам. К сожалению, бабушки Лены уже нет в живых, но меня до глубины души поразило всё то, что она нам рассказывала. Для меня эта история, пусть по рассказам бабушки и не такая длинная, навсегда застыла в памяти. Это история о человеческой жестокости и о человеческом страхе, о человеческом бессилии и о человеческих возможностях. Лена Фёдорова на всю жизнь запомнит, как в конце августа 1941 года над головой засвистели бомбы. Она в тот день шла в школу вместе со своей старшей сестрой, чтобы узнать, каким будет новый учебный год. Ужасающее предчувствие буквально преследовало её. До школы они с сестрой в тот день так и не дошли… Бабушка Лена всегда рассказывала эту историю с таким ужасом, что страшно становилось любому, кто её слышал. Но она навсегда запомнит и те дни, когда в последний раз видела сначала своего отца, а потом и старшего брата. Отец ушёл из дома на фронт ещё в самом начале войны, а брат, которому было всего 17 лет, только ближе к осени. В закрытом и уже окружённом немцами и финнами Ленинграде еды хватало только на месяц, и эта жуткая новость быстро облетела весь город. Но все и так знали, что фашистские самолёты разбомбили огромные Бадаевские склады, чем обрекли город на вымирание. Уже в наше время стало известно, что уничтоженное тогда продовольствие вряд ли сильно изменило бы обстановку, однако люди были страшно подавлены самим фактом. Моя бабушка помнила, как её мама плакала от понимания того, что она не сможет прокормить себя и трёх дочерей. Ане, которой было 12 лет, 10-летней Лене и крохотной пятилетней Танюшке пришлось повзрослеть очень рано. Таню в скором времени эвакуировали на барже через Ладогу, но никто из семьи с тех пор её так и не видел. Быть может, ей всё-таки повезло остаться в живых. А нам остаётся никого не забыть Моя бабушка Лена помнит, как первой блокадной зимой еду приходилось получать в магазинах и в каких-то заброшенных лавках по карточкам. Помнит и то, что норма выдачи на одного человека сокращалась не по дням, а по часам. А ведь впереди ещё ждала страшная, неизвестная зима. Сестра бабушки, Аня, тяжело заболела первой же блокадной осенью. Причиной стало отравление цинком. Дело в том, что людям в пищу вместо нормального масла давали очищенную олифу, которой разбавляют краску, а в ней и содержался цинк. Вскоре в семье из пяти человек осталось всего двое. Однажды мама принесла Лене новость: «По льду проведут дорогу». Радости в тот момент не было предела, но на самом деле отнюдь не всё было так хорошо. Первые машины тонули и не доходили до города, но вскоре эту проблему сумели решить. Появилась какая-то надежда, и так моя бабушка и её мама продолжали жить. Мою бабушку, Лену Фёдорову, тоже хотели эвакуировать первой же зимой, но она заболела, и поэтому её не взяли, дабы не заражать других. Удивительным образом бабушка сумела вылечиться и выжила. Она помнит, как её мать готовила суп из куриных костей и шкур. Это сегодня можно только догадываться, откуда она их добывала. А один раз мама смогла достать ножку курицы – настоящую роскошь для блокадников. Где она её взяла, до сих пор остается тайной. В первую блокадную зиму обстрелы были почти каждый день, мать и дочь жили без света, жгли мебель, чтобы добыть тепло. Как не раз повторяла бабушка, страшно было то, что никому нельзя было доверять: люди сходили с ума от холода и голода, от смерти близких и от того, что буквально каждый сам мог в любой момент погибнуть. Сама же она очень многого по-настоящему бояться так и не научилась. Ещё одним знаменательным днём было 1-е мая 1942 года. Тогда каждому ленинградцу была выдана луковица. Может быть, для нас теперь в этом нет ничего удивительного, но тогда это было настоящее чудо. И что удивительно — всё это время моя бабушка ходила в школу. Правда, к весне 1942-го из сорока человек в классе закончили учебный год не более десятка. Летом ленинградцы старались выращивать продукты, но даже если им и удавалось добыть семена, то они редко вырастали в полноценные продукты. Моя бабушка Лена вспоминала, как её мама готовила суп из крапивы. Даже совсем незрелые ростки и трава шли в еду. Летом совсем не было хлеба, потому что не было возможности доставлять пищу в город. Моя бабушка ни разу не рассказывала, как они встретили новый 1942 год, но запомнила, как сильно радовались победе под Москвой и ждали, что блокаду прорвут совсем скоро. Она запомнила, что научилась различать, когда стреляли наши корабельные орудия с линкоров и крейсеров, потому что выстрелов немецких пушек почти не было слышно. Но от этого было только страшнее. А ещё моя бабушка помнит ужасающий запах, который начинался весной. Бесчисленные трупы, оставшиеся на улицах и по дворам после первой страшной зимы, просто негде было хоронить. И практически ни у кого не было сил заниматься этим. Даже маленькая девочка хорошо запомнила, что только ближе к лету город удалось привести в относительный порядок, но уже Первомай блокадный Ленинград отметил по-настоящему – назло врагу. Источник  Автор: Анастасия Пономарева, студентка геологоразведочного факультета МГРИ им. С. Орджоникидзе, ТО-19
Прямая линия с министром Валерием Фальковым
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков в прямом эфире ответил на актуальные вопросы о системе высшего образования и науки. Мероприятие такого формата в министерстве проходило впервые. Трансляция была организована на официальном YouTube-канале Минобрнауки. Модератором встречи выступил ведущий передачи “Умники и умницы” Юрий Вяземский. В течение двух часов Валерий Фальков отвечал на вопросы абитуриентов, студентов, их родителей, преподавателей, руководителей вузов, а также ученых - как молодых, так и опытных. Публикуем наиболее интересные вопросы и ответы, прозвучавшие во время прямой линии. Дистанционное обучение Дистанционное обучение в целом внедрено успешно, хотя не все так гладко, как хотелось бы. Над чем еще надо работать? В первую очередь надо хорошо подготовиться к новому учебному году, понять, можно ли организовать работу университетов почти в том же режиме, что и до пандемии. Нам придется пересмотреть стандарты деятельности, посмотреть на операционную деятельность университетов под иным углом. Хотя пандемия отступила, мы живем все-таки по-другому. Также нам надо сказать “спасибо” преподавателям, которые несмотря ни на что сохранили необходимый уровень преподавания, и подумать, как мы можем им помочь. Важной стороной образования является живое общение преподавателя со студентами. В дистанционном формате обучения этот аспект опускается. Не стоит ли рассматривать это как угрозу качеству образовательного процесса? Эта опасность - ахиллесова пята дистанционного образования. Мы видим и слышим друг друга, но это иной формат, нет эмоций, живого контакта. Поэтому нельзя рассматривать дистанционное образование в качестве альтернативы традиционному формату. Возможны гибридные варианты образования. “Удаленка” может дополнять процесс, может помочь разгрузить преподавателей, так как появляется возможность работать в малых группах, индивидуально. Но качественное образование основано на личном общении с преподавателями. Не планируется ли сокращение кадров в университетах или снижение зарплаты или увольнение тех, кто не справился с переходом на цифровые сервисы? Не может быть деления на тех, кто справился или нет, и не будет увольнений. Так или иначе все испытывали сложности. Зарплата должна быть выплачена вовремя и на том же уровне. Вузам окажут поддержку, на это выделено свыше 41 млрд рублей. Мы анализируем финансовое состояние вузов, и тем, у кого наиболее сложная ситуация, поступят деньги на выплату и зарплат, и отпускных.  Поступление Обязательно ли поступать в вуз, чтобы стать успешным? Неправильно говорить, что те, кто имеет среднее профессиональное образование, неуспешны. Успех зависит от человека. Но есть научно-статистический подход. Выпускник вуза имеет плюс 60-70% образовательной премии по сравнению со школьникам. Этот показатель повышается в зависимости от уровня образования, уровня вуза. Поэтому лично я советую получить высшее образование. Нужна ли абитуриенту электронно-цифровая подпись для поступления? Не нужна ни в этом году, ни в будущем. Сейчас есть четыре способа подать документы для поступления. Если эпидемиологическая ситуация в регионе позволяет это, то можно традиционно прийти в приемную комиссию вуза. Второй вариант - подать документы через сайт вуза. Третий, тоже традиционный, - отправить по почте. И также мы тестируем подачу через “Госуслуги”. Студенческая жизнь На какую помощь в связи с пандемией могут рассчитывать студенты? Мы с вузами договорились об открытии специальной программы трудоустройства для студентов, пока она была тестовой, но станет постоянной. 16000 обучающихся уже так или иначе были трудоустроены. Кроме того, вузам рекомендовано сделать перерасчет оплаты за проживание в общежитиях для тех, кто вовремя самоизоляции уехал домой. Наиболее важное решение - отмена индексации стоимости обучения на этот год на контрактной основе. Но мы не можем предложить универсального решения по снижению стоимости обучения, так как кто-то из студентов доволен организацией процесса дистанционного обучения, кто-то нет, и если занятия ведутся плохо, то это повод для вопроса о пересмотре стоимости обучения. Как планируется поддержать волонтеров, работавших в период пандемии, есть ли возможность зачесть им добровольческую деятельность как практику или учесть ее при поступлении в вузы? Прежде всего, хочу сказать всем волонтерам “спасибо”, вы в этот период проявили бесстрашие, готовность жертвовать собой, это характеризует всех вас как достойных людей. Я думаю, мы порекомендуем вузам зачесть волонтерство в качестве практики, хотя я и предполагаю, что могут возникнуть бюрократические проволочки из-за локальных правовых актов, мы постараемся сделать так, чтобы проблем было.  У вузов есть возможность при наличии волонтерской книжки дать дополнительные баллы согласно правилам приема, что повышает шансы на поступление. Как обстоят дела со строительством новых общежитий и капремонтом существующих? У нас дефицит общежитий, они нужны всем университетам без исключения. Сегодня по стране строятся 24 общежития на 15000 студентов, выделено почти 3 млрд рублей на ремонт более чем 200 жилых корпусов. Важно, чтобы ремонт был сделан качественно, чтобы условия были комфортными и современными. Мы позднее проведем отдельное совещание, чтобы обсудить этот вопрос и понять, как сделать общежития удобнее. Иностранные студенты Смогут ли студенты-иностранцы учиться удаленно, если границы будут закрыты до осени? В каждом университете разная ситуация. В ряде вузов уже налажена работа, организованная дистанционная подготовка иностранных студентов. Мы отдельно будем рассматривать этот вопрос, у нас есть три месяца на это. Возможно, появятся гибридные классы, то есть кто-то учится очно, кто-то удаленно, возможно синхронно, возможно нет, это один из возможных выходов из ситуации с иностранными обучающимися. Как будут продлеваться визы иностранным студентам? Мы настраиваем вузы помогать зарубежным студентам продлевать визы, по закону, госпошлина за это не взимается, и продлевать ее можно неоднократно. В связи с тем, что вопросов от иностранных студентов поступает много, мы в ближайшее время организуем консультационную-методическую помощь для студентов из-за рубежа, чтобы оперативно отвечать на вопросы.  Наука Будет ли продолжена программа научных мегагрантов? Планируется ли расширить и дифференцировать ее? Да, в рамках этой программы будут разрабатываться схемы дифференциации инструментов поддержки и стимулирования ученых, как по возрастам, так и по направлениям. Мы изучим опыт зарубежных коллег, чтобы что-то перенять для работы. Какие шаги предпринимает министерство для борьбы с липовыми диссертациями? Мы получаем много заявлений по этому вопросу, в прошлом году было 204 обращения по лишению ученой степени. Пожинаем плоды прошлой свободы в этой сфере. Сейчас мы принимаем системные меры, но я не хочу назвать это ужесточением, чтобы не было угрозы дефицита молодых исследователей. Первая мера - это работа с диссоветами. Вторая - принцип открытости. Третья - нетерпимое отношение самого профессионального сообщества к случаям появления фальшивых научных работ.  Молодые ученые Каковы меры поддержки молодых ученых, особенно в регионах?   Только сегодня мы с ректорами обсуждали программу стратегического академического лидерства, и в ней один из главных критериев оценки эффективности вузов - как раз поддержка молодых ученых. В этом году мы анонсировали спецпрограмму трудоустройства выпускников на исследовательские позиции в вузы, через месяц-полтора она будет запущена. В контексте этой программы у подающих надежды исследователей есть возможность предложить новые научные направления и расширить существующие, развивать свои идеи, этим стоит воспользоваться.  Когда возобновят выдачу жилищных сертификатов молодым ученым? Готовимся выдавать сертификаты, списки будут опубликованы в июне на официальном сайте министерства. Об университетах Как соблюсти баланс между интеграцией и автономией университетов?  Университеты всегда славились своей автономией, у вузов в принципе особая миссия в государстве, которая базируется на академической автономии. Университеты сами определяют, как развиваться, чему учить, как учить и т.д. Решения, касающиеся взаимоотношения университетов между собой и между структурными подразделениями вуза должны приниматься с уважением к его автономии. Пойти на компромисс, пойти на уступки ради общего дела, выстраивать эффективное партнерство - это непросто. Надо уважительно относиться к традициям университетов, идти на изменения с оглядкой на них. Но как говорил Густав Малер: “Традиции - это передача огня, а не поклонение пеплу”. Надо найти баланс между соблюдением традиций и движением вперед.
МГРИ принимает поздравления с днем эколога!
От научного руководителя НТС Росприроднадзора, Член-корр. РАН В. А. Грачева
Поздравляем Валентина Михайловича Григорьева с юбилеем!
Некогда сидеть и прохлаждаться! Предаваться некогда мечтам: Под землею спрятаны богатства, Что открыться могут только Вам, И не зря по Родины пределам Вами был исхожен каждый метр – Вы умение доказали делом! С днем рождения, победитель недр! Глубокоуважаемый Валентин Михайлович! Дорогой  Вы наш, замечательный человек,  коренной  МГРИшник,  геолог-профессионал, ветеран Великой  Отечественной войны, профессор и  преподаватель в вузе, наставник и учитель в жизни! В этот знаменательный день примите искренние поздравления со столетним юбилеем от всего коллектива родного Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ). Вы принадлежите к легендарному поколению победителей и созидателей, которое с честью прошло через тяжелейшие испытания военного времени, восстановило страну, создало тот фундамент, который служит  России  и сегодня. Ваш жизненный путь, любовь к Родине, сопричастность к ее судьбе — являются достойным примером для молодежи, для всех нас, образцом и мерой  гражданственности, беззаветного служения своему призванию и избранной профессии. Мы гордимся Вашим поколением – поколением героев и победителей, которые с честью прошли через тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны, и каждый внес свой поистине бесценный вклад в общую Победу. Этот беспримерный подвиг останется в веках, и всегда будет служить высшим мерилом патриотизма, нравственности, верности долгу. Вы – почти ровесники с нашим МГРИ,  пережили  вместе с ним горести и победы, прошли фронтовые и профессиональные дороги, и сегодня идете в одном строю. Мы знаем и ценим Вас как высокого профессионала с безупречной репутацией и уникальным опытом, коллегу и настоящего соратника и выражаем Вам  огромную благодарность за Ваше многолетнее и плодотворное участие в  жизни и деятельности,  МГРИ,  в развитии нашего университета и геологической отрасли. Многие конкретные дела и общественно-значимые проекты, в которых Вы принимали самое активное участие, приобрели заслуженную популярность и широкую известность среди студентов и преподавателей нашего университета, способствовали повышению и укреплению престижа и привлекательности МГРИ. Замечательный ученый и практик, великолепный  геолог и преподаватель,  Вы являетесь человеком глубокой порядочности и доброжелательного отношения к людям, профессионалом высочайшего класса, вызывающим чувство уважения и восхищения!        В этот прекрасный день искренне желаем  Вам  крепкого здоровья на долгие годы, неиссякаемой энергии и оптимизма, добра и благополучия, успехов в Вашей многогранной деятельности!  Желаем, чтобы Вы и впредь были вместе с нами, чтобы молодежь всегда тянулась к Вам и стремилась добиться успеха, следуя вашему примеру.  Желаем и далее уверенно шагать по Земле счастливым и любимым человеком!
Что такое сегодня "Студенческий профком"?
27 мая в онлайн режиме состоялось очередное расширенное заседание профкома МГРИ на котором одним из главных вопросов был промежуточный отчет председателя профкома МГРИ, заведующей кафедрой гуманитарных наук Зевелёвой Е.А. В её докладе были подведены итоги многогранной работы профкома МГРИ с конца ноября 2019 года (когда был избран новый состав профкома) по май 2020 года включительно. В это время продолжалась работа не только мотивационная работа по принятию новых членов в ряды профсоюзной организации Университета, по защите прав членов профсоюза, но и по другим не менее важным аспектам профсоюзной деятельности. Еще в ноябре, когда началась активная подготовка к75-летию Победы в Великой Отечественной войне профком совместно с кафедрой гуманитарных наук провел пять историко-литературных реконструкций, посвященных роли МГРИшников в военные годы. Среди них историко–литературные реконструкции, посвященные Первому и Второму Народным ополчениям, памяти парада Советских войск на Красной площади 7-го ноября 1941 года и началу битвы под Москвой, неизвестным страницам истории минувшей войны, началу партизанского движения, битве под Сталинградом…. Уже тогда началась активная работа со студентами, готовящими материалы о своих предках – участниках Отечественной войны. Их статьи, очерки, эссе, также как и статьи преподавателей не только вошли впоследствии в книгу «Наш бессмертный полк. МГРИшники в годы Великой Отечественной войны», но и были опубликованы в популярном «Военном обозрении» и ряде других информагентств. Эти публикации получали до 10 тысяч просмотров читателей. При профкоме совместно с кафедрой гуманитарных наук в этот период также успешно работали клубы Молодежного центра и творческая студия профкома МГРИ. Члены профкома – участники творческой студии Ткаченко Роман, Анна Давыдова, Валерия Кольцова, Дмитрий Батиков, танцевальные коллективы профкома активно участвовали в подготовке и проведении университетских вечеров, посвященных Новому году, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню 8-го марта…. Проведение общеинститутских профсоюзных мероприятий «За здоровый образ жизни (ЗОЖ)», «Антиспид» - это борьба с проявлениями наркомании, алкоголизма, табакокурения…. Кроме этого нельзя не упомянуть цикл встреч и бесед со студентами, посвященных борьбе с проявлениями религиозного экстремизма и терроризма, информации о которых были помещены как на сайте Университета, так и в информагентствах и получили большой общественный резонанс. Все это была жизнь оф-лайн... С 12-го же марта началась совсем другая и по форме и по содержанию жизнь - «Нереальная реальность». Сразу же перед профкомом, как и перед Университетом и перед всей страной встало множество вопросов. Одним из главных из них был: «как же перестроить работу профсоюзной организации в новых условиях», быть на постоянной связи с членами первички, как помочь нашим профсоюзникам. Какие применять формы, было вполне понятно: это прежде всего социальные сети (Фейсбук, Вконтакте, Инстаграмм, ВотсАпп, Ютьюб, ЗУМ…). И уже через неделю наши профсоюзные активисты – члены профкома Валерия Кольцова и Анна Давыдова, проведя социальные опросы среди наших студентов, написали статью «Жизнь он-лайн. Профсоюзные активисты на удаленке», которую опубликовали не только наш сайт, но и информагентство Сводка+, и которая также получила много положительных откликов. В волонтёрской группе, помогавшей нашим ребятам, бывшим на карантине в связи с коронавирусом COVID–19 в общежитии, было много и профсоюзных активистов. Особенно хотелось бы выделить среди них волонтёра Влада Попова. Новые условия профсоюзной жизни четко выявили и профсоюзных лидеров. Это заместитель председателя профкома Роман Ткаченко, члены профкома – Валерия Кольцова, Анна Давыдова, Елизавета Барцеу, Виктория Черукаева, Дмитрий Батиков…Приятно, что четверо из них - Роман Ткаченко, Валерия Кольцова, Анна Давыдова и Дмитрий Батиков стали побудителями общеуниверситетского конкурса видеороликов, посвященных 75-летию Победы. А ролик Валерии Кольцовой на конкурсе видеороликов МГО профсоюза образования и науки города Москвы «Спасибо деду за Победу» был признан одним их наиболее удачных и захватывающих видео. Валерия Кольцова стала лауреатом этого конкурса. Профком, как и всегда в эти сложные дни, поддержал наших студентов и преподавателей, оказав им неплохую материальную помощь. В заключение все собравшиеся единогласно приняли решение, что работа председателя профкома МГРИ Зевелёвой Е.А. и профкома в целом соответствует новым задачам, поставленным перед нами жизнью, и получила высокую оценку всех присутствовавших на онлайн собрании. Источник