+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    

Прямая линия с министром Валерием Фальковым

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков в прямом эфире ответил на актуальные вопросы о системе высшего образования и науки. Мероприятие такого формата в министерстве проходило впервые.

Трансляция была организована на официальном YouTube-канале Минобрнауки. Модератором встречи выступил ведущий передачи “Умники и умницы” Юрий Вяземский. В течение двух часов Валерий Фальков отвечал на вопросы абитуриентов, студентов, их родителей, преподавателей, руководителей вузов, а также ученых - как молодых, так и опытных.

Публикуем наиболее интересные вопросы и ответы, прозвучавшие во время прямой линии.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение в целом внедрено успешно, хотя не все так гладко, как хотелось бы. Над чем еще надо работать?

В первую очередь надо хорошо подготовиться к новому учебному году, понять, можно ли организовать работу университетов почти в том же режиме, что и до пандемии. Нам придется пересмотреть стандарты деятельности, посмотреть на операционную деятельность университетов под иным углом. Хотя пандемия отступила, мы живем все-таки по-другому. Также нам надо сказать “спасибо” преподавателям, которые несмотря ни на что сохранили необходимый уровень преподавания, и подумать, как мы можем им помочь.

Важной стороной образования является живое общение преподавателя со студентами. В дистанционном формате обучения этот аспект опускается. Не стоит ли рассматривать это как угрозу качеству образовательного процесса?

Эта опасность - ахиллесова пята дистанционного образования. Мы видим и слышим друг друга, но это иной формат, нет эмоций, живого контакта. Поэтому нельзя рассматривать дистанционное образование в качестве альтернативы традиционному формату. Возможны гибридные варианты образования. “Удаленка” может дополнять процесс, может помочь разгрузить преподавателей, так как появляется возможность работать в малых группах, индивидуально. Но качественное образование основано на личном общении с преподавателями.

Не планируется ли сокращение кадров в университетах или снижение зарплаты или увольнение тех, кто не справился с переходом на цифровые сервисы?

Не может быть деления на тех, кто справился или нет, и не будет увольнений. Так или иначе все испытывали сложности. Зарплата должна быть выплачена вовремя и на том же уровне. Вузам окажут поддержку, на это выделено свыше 41 млрд рублей. Мы анализируем финансовое состояние вузов, и тем, у кого наиболее сложная ситуация, поступят деньги на выплату и зарплат, и отпускных. 

Поступление

Обязательно ли поступать в вуз, чтобы стать успешным?

Неправильно говорить, что те, кто имеет среднее профессиональное образование, неуспешны. Успех зависит от человека. Но есть научно-статистический подход. Выпускник вуза имеет плюс 60-70% образовательной премии по сравнению со школьникам. Этот показатель повышается в зависимости от уровня образования, уровня вуза. Поэтому лично я советую получить высшее образование.

Нужна ли абитуриенту электронно-цифровая подпись для поступления?

Не нужна ни в этом году, ни в будущем. Сейчас есть четыре способа подать документы для поступления. Если эпидемиологическая ситуация в регионе позволяет это, то можно традиционно прийти в приемную комиссию вуза. Второй вариант - подать документы через сайт вуза. Третий, тоже традиционный, - отправить по почте. И также мы тестируем подачу через “Госуслуги”.

Студенческая жизнь

На какую помощь в связи с пандемией могут рассчитывать студенты?

Мы с вузами договорились об открытии специальной программы трудоустройства для студентов, пока она была тестовой, но станет постоянной. 16000 обучающихся уже так или иначе были трудоустроены. Кроме того, вузам рекомендовано сделать перерасчет оплаты за проживание в общежитиях для тех, кто вовремя самоизоляции уехал домой. Наиболее важное решение - отмена индексации стоимости обучения на этот год на контрактной основе. Но мы не можем предложить универсального решения по снижению стоимости обучения, так как кто-то из студентов доволен организацией процесса дистанционного обучения, кто-то нет, и если занятия ведутся плохо, то это повод для вопроса о пересмотре стоимости обучения.

Как планируется поддержать волонтеров, работавших в период пандемии, есть ли возможность зачесть им добровольческую деятельность как практику или учесть ее при поступлении в вузы?

Прежде всего, хочу сказать всем волонтерам “спасибо”, вы в этот период проявили бесстрашие, готовность жертвовать собой, это характеризует всех вас как достойных людей.
Я думаю, мы порекомендуем вузам зачесть волонтерство в качестве практики, хотя я и предполагаю, что могут возникнуть бюрократические проволочки из-за локальных правовых актов, мы постараемся сделать так, чтобы проблем было. 
У вузов есть возможность при наличии волонтерской книжки дать дополнительные баллы согласно правилам приема, что повышает шансы на поступление.

Как обстоят дела со строительством новых общежитий и капремонтом существующих?

У нас дефицит общежитий, они нужны всем университетам без исключения. Сегодня по стране строятся 24 общежития на 15000 студентов, выделено почти 3 млрд рублей на ремонт более чем 200 жилых корпусов. Важно, чтобы ремонт был сделан качественно, чтобы условия были комфортными и современными. Мы позднее проведем отдельное совещание, чтобы обсудить этот вопрос и понять, как сделать общежития удобнее.

Иностранные студенты

Смогут ли студенты-иностранцы учиться удаленно, если границы будут закрыты до осени?

В каждом университете разная ситуация. В ряде вузов уже налажена работа, организованная дистанционная подготовка иностранных студентов. Мы отдельно будем рассматривать этот вопрос, у нас есть три месяца на это. Возможно, появятся гибридные классы, то есть кто-то учится очно, кто-то удаленно, возможно синхронно, возможно нет, это один из возможных выходов из ситуации с иностранными обучающимися.

Как будут продлеваться визы иностранным студентам?

Мы настраиваем вузы помогать зарубежным студентам продлевать визы, по закону, госпошлина за это не взимается, и продлевать ее можно неоднократно. В связи с тем, что вопросов от иностранных студентов поступает много, мы в ближайшее время организуем консультационную-методическую помощь для студентов из-за рубежа, чтобы оперативно отвечать на вопросы. 

Наука

Будет ли продолжена программа научных мегагрантов? Планируется ли расширить и дифференцировать ее?

Да, в рамках этой программы будут разрабатываться схемы дифференциации инструментов поддержки и стимулирования ученых, как по возрастам, так и по направлениям. Мы изучим опыт зарубежных коллег, чтобы что-то перенять для работы.

Какие шаги предпринимает министерство для борьбы с липовыми диссертациями?

Мы получаем много заявлений по этому вопросу, в прошлом году было 204 обращения по лишению ученой степени. Пожинаем плоды прошлой свободы в этой сфере. Сейчас мы принимаем системные меры, но я не хочу назвать это ужесточением, чтобы не было угрозы дефицита молодых исследователей. Первая мера - это работа с диссоветами. Вторая - принцип открытости. Третья - нетерпимое отношение самого профессионального сообщества к случаям появления фальшивых научных работ. 

Молодые ученые

Каковы меры поддержки молодых ученых, особенно в регионах?
 
Только сегодня мы с ректорами обсуждали программу стратегического академического лидерства, и в ней один из главных критериев оценки эффективности вузов - как раз поддержка молодых ученых. В этом году мы анонсировали спецпрограмму трудоустройства выпускников на исследовательские позиции в вузы, через месяц-полтора она будет запущена. В контексте этой программы у подающих надежды исследователей есть возможность предложить новые научные направления и расширить существующие, развивать свои идеи, этим стоит воспользоваться. 

Когда возобновят выдачу жилищных сертификатов молодым ученым?

Готовимся выдавать сертификаты, списки будут опубликованы в июне на официальном сайте министерства.

Об университетах

Как соблюсти баланс между интеграцией и автономией университетов? 

Университеты всегда славились своей автономией, у вузов в принципе особая миссия в государстве, которая базируется на академической автономии. Университеты сами определяют, как развиваться, чему учить, как учить и т.д. Решения, касающиеся взаимоотношения университетов между собой и между структурными подразделениями вуза должны приниматься с уважением к его автономии. Пойти на компромисс, пойти на уступки ради общего дела, выстраивать эффективное партнерство - это непросто. Надо уважительно относиться к традициям университетов, идти на изменения с оглядкой на них. Но как говорил Густав Малер: “Традиции - это передача огня, а не поклонение пеплу”. Надо найти баланс между соблюдением традиций и движением вперед.


В МГРИ прошла Международная Студенческая Олимпиада PetroCup
В МГРИ прошла Международная Студенческая Олимпиада PetroCup

В МГРИ прошла Международная Студенческая Олимпиада по управлению разработкой нефтегазовых месторождений на основе интерактивного тренажера PetroCup! Организаторами мероприятия выступили ООО «Нафта Колледж» и Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе. Всего в Олимпиаде приняли участие  команд, в числе которых  команд приняли участие в очном формате и  команд в режиме онлайн из России, Казахстана, Республики Беларусь, Туркменистана, Азербайджана.  На протяжении двух дней 16 и 17 апреля команды принимали активное участие в мастер-классах по расчету оптимальных режимов скважин на примере синтетического месторождения и по приоритезации ГТМ в тренажере PetroCup.  Свои презентации представили ООО «Нафта Колледж», группа компаний «Газпром нефть» и декан нефтегазового факультета МГРИ Осипов Александр Викторович.  Места в первой пятерке распределились следующим образом:  1. Альметьевский государственный нефтяной институт  2. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова  3. Казанский федеральный университет   4. Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе   5. Российский государственный университет нефти и газа НИУ имени И. М. Губкина Фотографии с мероприятия в альбоме |SLIDER|

19/04/2024

День карьеры МГРИ - 2024
День карьеры МГРИ - 2024

16 апреля прошел День карьеры МГРИ - 2024.  В этом году в нем приняли участие более 30 профильных организаций.  В ходе мероприятия наши студенты пообщались с работодателями, познакомились с условиями трудоустройства организаций, которые проявляют интерес к выпускникам нашего университета. В рамках Дня карьеры студенты прослушали презентации работодателей, поучаствовали в интересных мастер-классах и лекциях и, конечно, получили меры компаний.  С приветственным словом выступил ректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Юрий Петрович Панов.  В своем выступлении он подчеркнул о необходимости проведения таких мероприятий, так как в настоящее время очень важна совместная работа университета и работодателей, направленная на формирование индивидуальных образовательных и карьерных траекторий.  Проведение подобных мероприятий в вузе очень значимо, ведь предметный диалог студентов и работодателей способствует познанию выбранной профессии с практической точки зрения, а также формирует выстраивание алгоритма шагов будущего трудоустройства и самореализации.  МГРИ выражает благодарность всем участникам Дня карьеры - 2024 |SLIDER|

19/04/2024