+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    
   +7 (495) 255-15-10     доп. 2580

Научный полк: МГРИ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

С 18 апреля по 22 июня 2022 года Минобрнауки России проводит Всероссийскую акцию «Научный полк». В рамках акции на сайте МГРИ будут опубликованы материалы, посвященные участию студентов и преподавателей университета в Великой Отечественной войне, а также о вкладе МГРИшников в Победу.

 

МГРИ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

 

Первая часть https://www.mgri.ru/media/nauchnyy-polk-mgri-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1945-gg-/

Вторая часть https://www.mgri.ru/media/nauchnyy-polk-mgri-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1945-gg_/

 

Начало войны застало многих студентов и преподавателей МГРИ в различных уголках страны. На геологической практике в Крыму находились студенты второго курса, третий и четвертый курсы проходили практику в геологических экспедициях. В Москве находились абитуриенты и студенты первокурсники, сдававшие экзамены, а также студенты пятого курса, защищавшие дипломные проекты.

 

Уже 28 июня по просьбе райкома комсомола 40 крепких парней, студентов института, были направлены на строительство оборонительных сооружений в Смоленскую область. Студенты самоотверженно работали круглосуточно в две смены на участке вблизи деревни Рожня, на стыке Смоленской и Орловской областей.  Ими был выкопан глубокий противотанковый ров, построено шесть дзотов, около двух километров полно профильных эскарпов, подготовлена к затоплению полукилометровая зона.

 

29 июня 1941 года в Красную армию ушла первая группа добровольцев МГРИшников в составе которой были А.Н. Стрелков, В.И. Кузовкин. О.И. Плесков, Н.Л. Лаврентьев.

 

2 июля 1941 года с Крымской практики возвратились в институт преподаватели и студенты второго курса. Из них был сформирован второй отряд для сооружения оборонительных рубежей на дальних подступах к Москве. В июле-августе две строительные роты, укомплектованные студентами второго курса МГРИ под командованием Анны Пущеровской работали на строительстве оборонительных укреплений под Дорогобужем, Рославлем и Смоленском. Все участники строительных отрядов были награждены медалью «За оборону Москвы».

 

После митинга в институте 3 июля 1941 года 28 преподавателей и сотрудников и 57 студентов института добровольцами вступили в ряды 8-й Краснопресненской стрелковой дивизии народного ополчения.

 

Дивизия была направлена на Можайскую линию обороны, где западнее Рузы к концу июля ополченцами было выкопано 3 километра противотанковых рвов, сооружено 29 км. эскарпов, 7 км. проволочных заграждений, 196 стрелковых окопов, 53 пулеметных и 29 орудийных окопов, а также оборудованы командно-наблюдательные пункты, блиндажи и землянки.

 

После возвращения со строительства оборонительных сооружений 11 студентов второго курса были включены в состав 210 запасного лыжного полка. Во второй половине декабря 109 отдельный лыжный батальон, в котором служили наши студенты, был направлен в распоряжение 20-й армии, наступавшей на Волоколамском направлении. 

 

14 октября 1941 года началось формирование подразделений для обороны Москвы на ближних подступах. На этот призыв горячо откликнулись студенты, преподаватели и сотрудники МГРИ.

 

В тот же день на пункт формирования Краснопресненского коммунистического батальона в школу № 89 Тестовского посёлка прибыли 175 добровольцев из числа студентов и преподавателей института. В эти дни в действующую армию ушли почти все коммунисты и большинство оставшихся в Москве комсомольцев института.

 

Большая часть добровольцев вошла в состав 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии, впоследствии преобразованной в 130-ю стрелковую, а еще позднее – за мужество и героизм личного состава – в 53-ю гвардейскую Краснознаменную Московско-Тартускую дивизию) и 5-й Московской стрелковой дивизии народного ополчения (эта дивизия получила затем наименование 158-й Лиозненско-Витебской дважды Краснознаменной стрелковой дивизии).

 

В феврале 1942 года 3-я Московская коммунистическая стрелковая дивизия с марша вступила в бой с Демянской группировкой противника на Северо-Западном фронте.      

 

На правом фланге наступающего 2-го батальона 3-го полка действовал взвод разведчиков, состоящий почти целиком из студентов МГРИ, а его политруком был студент-геолог Леонид Баев. Взвод разведчиков 3-го полка показал себя отличным боевым подразделением.  Леонид Баев в июне 1942 года посмертно был награжден орденом Красного Знамени.

 

Студенты и преподаватели МГРИ проектировали и строили оборонительные сооружения, трудились в рядах военно-рекогносцировочных отрядов, отрядов противовоздушной обороны, военно-геологических отрядах (ВГО), воевали в рядах действующей Красной армии и в партизанском движении.  В условиях оборонительных боев ВГО давали сведения о рельефе, типе грунтов, глубине залегания подземных вод и их источниках, местных строительных материалах и др.

 

Для обеспечения наступательных операций составлялись карты проходимости, подготавливались развернутые инженерно-геологические характеристики отдельных плацдармов, особенно в районах водных преград и долговременных оборонительных сооружений и др.

 

 

Большинство военно-геологических отрядов прошло с нашими войсками путь до Берлина, принимая участие во всех важнейших операциях Советской Армии. Сыграли они свою роль и в борьбе с японскими милитаристами, а также в налаживании мирной жизни на освобожденных от врага территориях.

 

В героической битве за Москву участвовала большая часть студентов МГРИ. Они были стойкими, смелыми бойцами 3-й, 5-й и 8-й дивизий народного ополчения. В боях за Сталинград участвовали летчик В.Зайцев, политрук А. Нагорный, десантник В. Гребенников, военный геолог И. Комаров, саперы Н. Экзарьян и В. Чернов, ротный автоматчик Ш. Багдасаров. Ленинград защищали В.М. Григорьев, Г.И. Немков, С.В. Потемкин, В.К. Шкатов, в будущем ставшие профессорами института. В курской битве участвовал Г. Хазанов, а в танковом сражении под Прохоровкой – гвардеец-минометчик С. Потёмкин.

 

В вузе сооружена мемориальная стела Героев МГРИ, где отмечены 95 погибших на войне сотрудников, студентов, преподавателей нашего университета.


Геологи на войне (1).jpg


МГРИ провел VIII Международный слет юных геологов "ГЕОАРТЕК-2024"
МГРИ провел VIII Международный слет юных геологов "ГЕОАРТЕК-2024"

29 сентября состоялись первые занятия VIII Международного слета юных геологов "ГЕОАРТЕК-2024" с участниками программы детского лагеря "Морской". ГЕОАРТЕК традиционно проводит  Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ). На слете ребята прослушали лекции , на которых преподаватели и волонтеры рассказали о науке геологии и различных ее направлениях, о том какими инструментами пользуются геологи, гидрогеологи, как геофизики и буровики могут заглянуть вглубь Земли и как экологи берегут нашу планету. Также они обсудили процессы, происходящие на Земле, узнали, что такое гранит и как образуются алмазы, нефть и драгоценные камни.  Освоившись с основными методами диагностики минералов, ребята приступили к изучению полезных ископаемых и рудных минералов, а также некоторыми методами их поисков и разведки месторождений. Ребята участвовали в мастер классах на которых узнали о минералах и их свойствах, а также полезных ископаемых Крыма. Юные геологи  познакомились с методами диагностики минералов по образцам из коллекции МГРИ и научились определять твердость минералов, отличать рудные минералы от нерудных. Ребята познакомились с географическим положением Крымского полуострова, особенностями его рельефа, геологическим строением и горными грядами Южного Берега. Самостоятельно составили геологическую карту Крыма с условными обозначениями и выполнили геологический разрез. Впереди их ждали геологические маршруты. Ребята изучали горные породы на берегу Лагеря "Морской", с удовольствием отбивали образцы, определяли минералы, многие красивые находки забрали с собой на память. В ходе маршрута научились работать с картой, компасом, полевой документацией. После измерений и исследований состава пород все данные были занесены в их полевые дневники. Теперь этот материал им пригодился для итогового отрядного отчёта. На этом маршруты не закончились. Тема  следующего маршрута: "Гидрогеология и водные ресурсы Крыма". Сначала в полевых дневниках были выполнены записи теоретических вопросов, касающихся работы рек, озёр, болот, подземных вод и геологических процессов, связанных с деятельностью временных водных потоков. Затем ребята прошли маршрут вдоль реки Артек, сделали различные замеры, нарисовали ее профиль и описали донные отложения. На заключительном маршруте ребята  почувствовали себя настоящими старателями, заразившимися "золотой лихорадкой". При помощи специальных лотков они пытались найти интересные минералы и потратили немало времени на поиски золота.️  После этого пришло время написания итогового отрядного отчета. У ребят был строгий план, соответствующий настоящему геологическому отчету. Они писали введение, заключение, главы о геологии, минералогии, полезных ископаемых, гидрогеологии, географии, уделяя внимание Крымскому полуострову. Кроме опубликованной литературы, конечно, все пользовались своими полевыми дневниками. Отчет был проиллюстрирован собственными зарисовками обнажения, раскрашенными картами и построенными разрезами. Строгая комиссия преподавателей и волонтеров МГРИ задавала вопросы по проделанной работе и по темам программы, на которые практически от всех детей услышала исчерпывающие ответы.  Общая оценка за отрядный отчет - отлично! На торжественном закрытии VIII Международного слета юных геологов "ГЕОАРТЕК-2024"! участники проекта были отмечены призами в трех номинациях. Преподавателям и волонтерам были вручены сертификаты от МДЦ "Артек" и памятные подарки. Мероприятие завершилось неформальным общением преподавателей и детей, обменом мнениями, впечатлениями и напутствиями. Дети смогли выразить свои эмоции, повязывая друг другу и преподавателям разноцветные ленточки, создавшие праздничную и душевную атмосферу.  Участники смены поделились своими впечатлениями: Колышкина Кира: "ГЕОАРТЕК - уникальная тематическая смена, на которой ребята могут освоить начальные знания в такой науке, как геология. Для меня эта смена оказалась очень полезной, ведь я смогла познакомиться с породами, которых нет в моем крае, и с методиками, с которыми работают в университете. Самым запоминающимся для меня занятием стало шлиховое опробование, а также подготовка и защита отчета. Я считаю, что эта программа способствует получению дополнительного образования для юных геологов и прививает детям любовь к этой уникальной профессии." Чёртова Дарья: "ГЕОАРТЕК - замечательная программа для юных геологов, которая ближе познакомила нас с геологией. На занятиях мы научились определять минералы, мыть шлихи, описывать реку. Больше всего мне понравился маршрут, во время которого мы описывали и зарисовывали обнажение, было интересно узнать больше о геологическом строении Крыма." Перетрухин Георгий: "Для меня ГеоАртек - это в первую очередь новые знания и новые знакомства, а также очень интересные занятия по совершенно разным направлениям. Так как я уже 9 лет занимаюсь геологией, для меня было интересно узнать о геологии Крыма, я никогда не думал, что в Крыму есть нефть. Самое запоминающееся занятие, я думаю, это был маршрут по берегу моря и описание обнажения и реки Артек! Я очень рад, что попал в ГЕОАРТЕК в этом году, и очень жалею, что отказался ехать сюда в прошлом году." Проект "ГЕОАРТЕК - 2024" успешно завершен! Спасибо огромное всем участникам программы, а впереди нас ждет “ГЕОАРТЕК - 2025"! |SLIDER|

18/10/2024

Ректор МГРИ Юрий Петрович Панов член жюри II Всероссийского Детского Экологического Форума
Ректор МГРИ Юрий Петрович Панов член жюри II Всероссийского Детского Экологического Форума

15 октября в Челябинске стартовал II Всероссийский Детский Экологический Форум (ДЭФ), собравший школьников 5-11 классов с научными и прикладными проектами в области экологии.  Среди участников — победители экологических олимпиад и конкурсов, активные участники экологических проектов и акций.  В первый день Форума состоялась научно-практическая конференция, в рамках которой были презентованы порядка 2️00 докладов.  16 октября пройдут: торжественное открытие, пленарная сессия в формате диалога и Церемония награждения победителей в 17 номинациях, а по результатам всероссийского голосования определят еще одного победителя в «народной номинации». Все проекты, прошедшие во второй тур, получат финансовую поддержку в соответствии с результатами голосования Оргкомитета Форума.

16/10/2024

 МГРИ представляет Россию на IRALL 2024
МГРИ представляет Россию на IRALL 2024

13 октября в Ченду, Китай стартовала международная школа оползней (IRALL 2024) участие в которой принимает аспирант кафедры гидрогеологии им.В.М.Швеца Александр Локтионов (АГГ-24). В рамках двухнедельных курсов участники курсов прослушают лекции от ведущих специалистов в области изучения оползневых и иных негативных геологических процессов со всего мира. Также участники школы отправятся в полевые условия и увидят последствия крупнейшего землетрясения в Китае (Сычуаньское землетрясение), которое в 2008 году вызвало ряд гигантских оползней. С этого события началась современная история изучения оползней в Китае. iRALL School (международная школа оползневедов Чэнду, КНР)-ежегодное мероприятие, в котором принимают участие ведущие специалисты в области оползневедения и инженерной геологии. В 2024 году в школе примут участия аспиранты из 15 стран мира, Россию представляет аспирант МГРИ  Александр Локтионов. |SLIDER|

14/10/2024