+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    
   +7 (495) 255-15-10     доп. 2580

Научный полк: МГРИ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 С 18 апреля по 22 июня 2022 года Минобрнауки России проводит Всероссийскую акцию «Научный полк». В рамках акции на сайте МГРИ будут опубликованы материалы, посвященные участию студентов и преподавателей университета в Великой Отечественной войне, а также о вкладе МГРИшников в Победу.

 

МГРИ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

 

      Советские геологи за предвоенные годы сумели создать мощную минерально-сырьевую базу страны, обеспечив ее разведанными запасами практически всех видов полезных ископаемых, и, что особенно важно, теми, что определяют научно-технический прогресс. К началу 1940-х годов разведанные запасы увеличились по сравнению с известными до Октябрьской революции по нефти в 6 раз, углю – в 7, железным рудам – в 5,5, хромовым рудам, свинцу, и цинку – в 9, марганцевым рудам – в 4, меди – в 27 раз. На долю Советского Союза приходилось более половины оцененных в то время мировых запасов железных руд и нефти. Важно подчеркнуть, что в результате проведенных в предвоенные годы геологоразведочных работ значительное количество минеральных ресурсов было выявлено на Урале и в восточных районах страны.

      Созданная минерально-сырьевая база обеспечила значительное увеличение добычи полезных ископаемых, создание новых крупных предприятий черной и цветной металлургии, строительной индустрии, производства минеральных удобрений. В эти годы были сооружены крупнейшие Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, сыгравшие заметную роль в обеспечении оборонной промышленности высококачественной сталью еще в предвоенные годы и, особенно, в период Великой Отечественной войны. Это в целом относится и к редким металлам.

     В предвоенный период ученые, преподаватели и студенты МГРИ принимали самое активное участие в организации поиска, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых в районах Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова, Донецкого и Кузнецкого угольных бассейнов и др. С 1932 года студенты и преподаватели МГРИ вели обширную научно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением геологических и гидрогеологических условий для прокладки и создания Московского метрополитена, строительства канала Москва-Волга, строительства оборонительных сооружений.

***

В музее МГРИ с глубокой благодарностью хранятся переданные письма, фотографии, воспоминания о геологах, вставших с оружием в руках на защиту нашей Родины, тех, кто самоотверженно трудился в тылу, обеспечивая бесперебойную работу оборонных предприятий. Нельзя забывать о геологах, не доживших до этого светлого дня победы, сложивших свои головы на фронтах и ушедших из жизни в мирное время, о тех, кто прошел через все испытания Великой войны, вышел из нее победителем и сейчас находится на заслуженном отдыхе.

      Самоотверженный труд советских геологов позволил к началу Великой Отечественной войны добиться полного самообеспечения почти всеми видами минерального сырья, что, в конечном счете, сыграло решающую роль в гигантской битве Советского Союза и его союзников с фашистской Германией, овладевшей к 1941 г. материальными ресурсами практически всех стран континентальной Европы.

      В войне прямо или косвенно участвовали многие тысячи геологов, несмотря на то, что решениями Государственного комитета обороны (ГКО) призыв в армию работников геологической службы был ограничен: большая часть их подпадала под бронирование. Это в значительной мере позволило обеспечить ритмичную работу оборонных предприятий, использующих минеральное сырье и продукты его переработки.

      Знаменательный факт: число инженерно-технических работников Комитета геологии, числившихся в его производственных подразделениях на начало и конец войны, осталось практически на одном уровне. В послевоенный период ряды работников геологической службы пополнились десятками тысяч бывших фронтовиков.

      Геологи работали на оборону как непосредственно на фронте и ближних к нему подступах (в составе военно-геологических отрядов), так и в тылу – от передовых окопов на западе до дальних рубежей нашей страны на востоке, юге и севере. Однако их задачи были разными.

Условно можно выделить семь «линий геологической обороны», увязав их с расстоянием от фронта. Это позволит систематизировать данные о характере деятельности территориальных подразделений, входивших в годы войны в состав единой геологической службы страны.

I линия – непосредственно линия фронта, где действовали военно-геологические отряды, обеспечивавшие инженерно-геологическую и картографическую подготовку оборонительных и наступательных операций;

II линия – оккупированные территории западных районов Советского Союза, откуда приходилось в срочном порядке, часто под огнем противника, эвакуировать персонал геологоразведочных организаций, геологоразведочное оборудование, отчетно-фондовые материалы и первичную геологическую документацию;

III линия – непосредственно прифронтовой тыл, где задача геологоразведочных отрядов и партий заключалась в первую очередь в содействии в обустройстве прибывающих на фронт воинских подразделений (изыскание местных строительных материалов и топлива, источников водоснабжения и др.), выборе мест для строительства военных аэродромов, складов боеприпасов и др. и участии в проектировании военно-полевых дорог (главным образом, рокадных автомобильных и железнодорожных); эта линия геологической обороны отличалась крайней нестабильностью, особенно в первые и последние месяцы войны;

IV линия – ближайший фронтовой тыл – районы, находившиеся в пределах досягаемости вражеской авиации, однако именно здесь формировались стратегические войсковые и материально-технические резервы Ставки Верховного Главнокомандования; в самые напряженные этапы войны – вторая половина 1942 – начало 1943 г., когда разворачивалась ожесточённая битва за Сталинград, передний край ее проходил на востоке по Волге, а на юге - по осевой части Главного Кавказского хребта; основной целью геологической службы здесь было выявление и максимально оперативное использование местных ресурсов минерального сырья;

V линия – Урал и Предуралье – «Становой хребет» России и одновременно основная линия геологической обороны во время Великой Отечественной войны: именно здесь концентрировались горнодобывающие и перерабатывающие минеральное сырье предприятия страны и потому именно сюда эвакуировалась с запада большая часть оборонных заводов; задача геологической службы, в первую очередь отраслевой, заключалась в максимально возможной интенсификации работ по  детальной и эксплуатационной разведке уже разрабатывавшихся месторождений и ускоренному выявлению новых источников стратегического и местного минерального сырья; актуальной была также неожиданно возникшая проблема инженерно-геологической подготовки площадок под прибывающие с запада заводы;

VI линия – Западная Сибирь, Казахстан и Средняя Азия – районы, прямо не затронутые военными действиями, поэтому сюда была эвакуирована значительная часть гражданского населения, а также направлялись эшелоны с оборудованием предприятий как военного назначения, так и выпускавших «мирную» продукцию; существовавшая здесь сеть геологоразведочных организаций, усиленная персоналом эвакуированных с западных районов, Москвы и Ленинграда геологических управлений, научно-исследовательских и учебных институтов, была переориентирована на работы по расширению сырьевой базы действующих горно-добывающих предприятий;

VII линия – далекий тыл: Восточная Сибирь и Дальний Восток; несмотря на тысячекилометровую удаленность от фронтов Великой Отечественной войны, обстановка здесь также была достаточно напряженной: буквально «под боком» находилась милитаристская Япония, продолжавшая устраивать военные провокации, задерживать, в частности, наши торговые корабли, шедшие с грузом из Америки; исходя из этого в Приморье и Хабаровском крае приходилось по-прежнему держать крупные военные контингенты, что потребовало от местных геологов значительных усилий по инженерно-геологической подготовке мест их расквартирования, обеспечения водоснабжения, изыскания местных стройматериалов и др.; в остальных районах этого обширного и тогда еще довольно слабо изученного края велись поиски стратегически важных видов минерального сырья, в первую очередь транспортабельного (олово, вольфрам и др.), и валютных металлов (золото Колымы, Якутии, Приморья и др.).

Память о тех, кто обеспечивал под огнем врага проведение оборонительных и наступательных операций, бережно хранится и по сей день. Бойцы и командиры военно-геологических отрядов, саперных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других вспомогательных подразделений внесли крупный вклад в дело приближения Победы.

       Свою роль сыграли и героические труженики тыла – геологи, которые в тяжелейшие годы войны, работая на рудниках, шахтах и промыслах, способствовали бесперебойному снабжению оборонных заводов необходимыми видами топливно-энергетического и минерального сырья, не забывая при этом и о перспективе: вели поиски новых месторождений полезных ископаемых, осуществляли региональные геологические исследования, прокладывали новые пути в науке.

 

Продолжение следует...

 

По материалам кафедры гуманитарных наук МГРИ

МГРИ провел VIII Международный слет юных геологов "ГЕОАРТЕК-2024"
МГРИ провел VIII Международный слет юных геологов "ГЕОАРТЕК-2024"

29 сентября состоялись первые занятия VIII Международного слета юных геологов "ГЕОАРТЕК-2024" с участниками программы детского лагеря "Морской". ГЕОАРТЕК традиционно проводит  Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ). На слете ребята прослушали лекции , на которых преподаватели и волонтеры рассказали о науке геологии и различных ее направлениях, о том какими инструментами пользуются геологи, гидрогеологи, как геофизики и буровики могут заглянуть вглубь Земли и как экологи берегут нашу планету. Также они обсудили процессы, происходящие на Земле, узнали, что такое гранит и как образуются алмазы, нефть и драгоценные камни.  Освоившись с основными методами диагностики минералов, ребята приступили к изучению полезных ископаемых и рудных минералов, а также некоторыми методами их поисков и разведки месторождений. Ребята участвовали в мастер классах на которых узнали о минералах и их свойствах, а также полезных ископаемых Крыма. Юные геологи  познакомились с методами диагностики минералов по образцам из коллекции МГРИ и научились определять твердость минералов, отличать рудные минералы от нерудных. Ребята познакомились с географическим положением Крымского полуострова, особенностями его рельефа, геологическим строением и горными грядами Южного Берега. Самостоятельно составили геологическую карту Крыма с условными обозначениями и выполнили геологический разрез. Впереди их ждали геологические маршруты. Ребята изучали горные породы на берегу Лагеря "Морской", с удовольствием отбивали образцы, определяли минералы, многие красивые находки забрали с собой на память. В ходе маршрута научились работать с картой, компасом, полевой документацией. После измерений и исследований состава пород все данные были занесены в их полевые дневники. Теперь этот материал им пригодился для итогового отрядного отчёта. На этом маршруты не закончились. Тема  следующего маршрута: "Гидрогеология и водные ресурсы Крыма". Сначала в полевых дневниках были выполнены записи теоретических вопросов, касающихся работы рек, озёр, болот, подземных вод и геологических процессов, связанных с деятельностью временных водных потоков. Затем ребята прошли маршрут вдоль реки Артек, сделали различные замеры, нарисовали ее профиль и описали донные отложения. На заключительном маршруте ребята  почувствовали себя настоящими старателями, заразившимися "золотой лихорадкой". При помощи специальных лотков они пытались найти интересные минералы и потратили немало времени на поиски золота.️  После этого пришло время написания итогового отрядного отчета. У ребят был строгий план, соответствующий настоящему геологическому отчету. Они писали введение, заключение, главы о геологии, минералогии, полезных ископаемых, гидрогеологии, географии, уделяя внимание Крымскому полуострову. Кроме опубликованной литературы, конечно, все пользовались своими полевыми дневниками. Отчет был проиллюстрирован собственными зарисовками обнажения, раскрашенными картами и построенными разрезами. Строгая комиссия преподавателей и волонтеров МГРИ задавала вопросы по проделанной работе и по темам программы, на которые практически от всех детей услышала исчерпывающие ответы.  Общая оценка за отрядный отчет - отлично! На торжественном закрытии VIII Международного слета юных геологов "ГЕОАРТЕК-2024"! участники проекта были отмечены призами в трех номинациях. Преподавателям и волонтерам были вручены сертификаты от МДЦ "Артек" и памятные подарки. Мероприятие завершилось неформальным общением преподавателей и детей, обменом мнениями, впечатлениями и напутствиями. Дети смогли выразить свои эмоции, повязывая друг другу и преподавателям разноцветные ленточки, создавшие праздничную и душевную атмосферу.  Участники смены поделились своими впечатлениями: Колышкина Кира: "ГЕОАРТЕК - уникальная тематическая смена, на которой ребята могут освоить начальные знания в такой науке, как геология. Для меня эта смена оказалась очень полезной, ведь я смогла познакомиться с породами, которых нет в моем крае, и с методиками, с которыми работают в университете. Самым запоминающимся для меня занятием стало шлиховое опробование, а также подготовка и защита отчета. Я считаю, что эта программа способствует получению дополнительного образования для юных геологов и прививает детям любовь к этой уникальной профессии." Чёртова Дарья: "ГЕОАРТЕК - замечательная программа для юных геологов, которая ближе познакомила нас с геологией. На занятиях мы научились определять минералы, мыть шлихи, описывать реку. Больше всего мне понравился маршрут, во время которого мы описывали и зарисовывали обнажение, было интересно узнать больше о геологическом строении Крыма." Перетрухин Георгий: "Для меня ГеоАртек - это в первую очередь новые знания и новые знакомства, а также очень интересные занятия по совершенно разным направлениям. Так как я уже 9 лет занимаюсь геологией, для меня было интересно узнать о геологии Крыма, я никогда не думал, что в Крыму есть нефть. Самое запоминающееся занятие, я думаю, это был маршрут по берегу моря и описание обнажения и реки Артек! Я очень рад, что попал в ГЕОАРТЕК в этом году, и очень жалею, что отказался ехать сюда в прошлом году." Проект "ГЕОАРТЕК - 2024" успешно завершен! Спасибо огромное всем участникам программы, а впереди нас ждет “ГЕОАРТЕК - 2025"! |SLIDER|

18/10/2024

Ректор МГРИ Юрий Петрович Панов член жюри II Всероссийского Детского Экологического Форума
Ректор МГРИ Юрий Петрович Панов член жюри II Всероссийского Детского Экологического Форума

15 октября в Челябинске стартовал II Всероссийский Детский Экологический Форум (ДЭФ), собравший школьников 5-11 классов с научными и прикладными проектами в области экологии.  Среди участников — победители экологических олимпиад и конкурсов, активные участники экологических проектов и акций.  В первый день Форума состоялась научно-практическая конференция, в рамках которой были презентованы порядка 2️00 докладов.  16 октября пройдут: торжественное открытие, пленарная сессия в формате диалога и Церемония награждения победителей в 17 номинациях, а по результатам всероссийского голосования определят еще одного победителя в «народной номинации». Все проекты, прошедшие во второй тур, получат финансовую поддержку в соответствии с результатами голосования Оргкомитета Форума.

16/10/2024

 МГРИ представляет Россию на IRALL 2024
МГРИ представляет Россию на IRALL 2024

13 октября в Ченду, Китай стартовала международная школа оползней (IRALL 2024) участие в которой принимает аспирант кафедры гидрогеологии им.В.М.Швеца Александр Локтионов (АГГ-24). В рамках двухнедельных курсов участники курсов прослушают лекции от ведущих специалистов в области изучения оползневых и иных негативных геологических процессов со всего мира. Также участники школы отправятся в полевые условия и увидят последствия крупнейшего землетрясения в Китае (Сычуаньское землетрясение), которое в 2008 году вызвало ряд гигантских оползней. С этого события началась современная история изучения оползней в Китае. iRALL School (международная школа оползневедов Чэнду, КНР)-ежегодное мероприятие, в котором принимают участие ведущие специалисты в области оползневедения и инженерной геологии. В 2024 году в школе примут участия аспиранты из 15 стран мира, Россию представляет аспирант МГРИ  Александр Локтионов. |SLIDER|

14/10/2024