Более ста студентов из российских, белорусских и армянских нефтегазовых вузов прибыли в Санкт-Петербург для участия в летних школах Горного университета. В их рамках предусмотрены курсы лекций по пяти направлениям, практические занятия на учебно-научном буровом полигоне в Саблино, а также знакомство с работой ряда предприятий города на Неве и Ленинградской области. Таких как Выборгское карьероуправление, Метрострой, Цепеллин Руссланд и некоторых других.
До пандемии формат летних школ приобрёл огромную популярность, что и неудивительно. Ведь по своей сути это очень удачная комбинация образования и отдыха, когда молодые люди могут не только получить дополнительные знания и навыки, но также побывать в новых для себя городах и странах. Возможность увидеть шпиль Петропавловской крепости, Эрмитаж, Исаакиевский собор и параллельно пройти обучение по самостоятельно выбранной программе на базе старейшего высшего технического учебного заведении России, привлекала многих.
Дополнительной мотивацией был тот факт, что в роли организатора всех этих мероприятий выступает не только университет, но и Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. То есть глобальная структура, одна из задач которой - сокращение дефицита квалифицированных инженеров, характерного практически для всех государств мира.
В северную столицу приезжали представители Китая и Алжира, Испании и Польши, Германии и Австрии, многих других стран. Все они увозили на Родину не только яркие впечатления от белых ночей, но и дополнительные компетенции, наличие которых априори повышает конкурентоспособность специалистов на рынке труда.
В 2020-м в связи с локдауном летние школы, само собой, не проводились, но в нынешнем году было решено вернуться к этой практике. По понятным причинам число гостей оказалось сравнительно небольшим - свои делегации в Петербург прислали лишь отечественные вузы, входящие в консорциум «Недра», а также университеты из двух постсовестских Республик – Армении и Беларуси. Для них подготовлены такие учебные программы, как «Цифровое горное производство», «Нефтегазовый бизнес» и ряд других. Ещё 40 человек из Казахстана, чьё направление подготовки связано с геодезией, будут повышать свой уровень в онлайн-режиме.
В ходе церемонии открытия ректор Горного университета Владимир Литвиненко акцентировал внимание собравшихся на необходимости постоянно пополнять свой багаж знаний и навыков.
«Бизнес сегодня заинтересован в том, чтобы молодой специалист, приходящий работать на производство, мог как можно скорее адаптироваться на новом месте. Для этого недостаточно диплома о высшем образовании, современный выпускник должен обладать, как минимум двенадцатью дополнительными компетенциями. Речь идёт, например, о свободном владении иностранным языком и специализированными компьютерными программами, понимании технологического цикла и экономики предприятия», - пояснил Владимир Литвиненко.
Он подчеркнул, что в одиночку даже самое продвинутое высшее учебное заведение сегодня уже не может дать своим студентам весь спектр востребованных рынком навыков. Выход – в объединении усилий, интеграции, свободном доступе к инфраструктуре флагманских вузов для всех российских студентов. Содействовать реализации этой задачи на общенациональном уровне призван консорциум университетов «Недра», созданный в прошлом году.
«Не нужно думать, будто где-то за рубежом созданы максимально благоприятные условия для того чтобы вы могли реализовать там свой потенциал. Это совсем не так. И вы, и ваши дети всё равно останутся в понимании местного населения мигрантами. Это значит, что всем нам необходимо работать над созданием соответствующей среды здесь, у себя на Родине. Искоренять коррупцию, развивать науку и образование, создавать новые элиты, состоящие из учёных, врачей, сотрудников правоохранительных органов. Нация должна гордиться именно такими людьми, профессионалами своего дела, а не полуграмотными блогерами, которые выдают своё личное мнение или мнение тех, кто им платит, за истину в последней инстанции. Но для повышения качества жизни в России всем нам, а особенно, подрастающему поколению необходимо очень много и усердно работать, получать новые знания и, самое главное, учиться реализовывать их на практике», - резюмировал Владимир Литвиненко.
На церемонии открытия летних школ Горного университета выступил также вице-президент Российского газового общества Роман Самсонов. Он отметил, что «любому алмазу для того чтобы стать бриллиантом, нужен хороший огранщик». А для студента желательно, чтобы таких огранщиков было как можно больше. Именно поэтому участие в летних школах петербургского вуза, который «является альма-матер отечественного горного дела», - важнейший этап в развитии будущих инженеров или учёных.
«Если бы у меня под рукой была машина времени, то я обязательно бы посоветовал самому себе в молодости заниматься не только английским, но также подтянуть испанский, немецкий и французский. В возрасте навёрстывать упущенное гораздо труднее, но делать это приходится. Потому что без знания языков, например, сейчас практически невозможно ознакомиться с лучшими образцами инженерной мысли, технического прогресса», - обратился к молодым людям Роман Самсонов.
Он также заверил их в том, что выбрав профессию, связанную с нефтегазовой отраслью, они поступили абсолютно правильно. И призвал не слушать тех, кто заявляет, что это «вчерашний день».
«Если кто-то скажет вам такую глупость, что нефтегаз завтра умрёт, не верьте. Даже если это случится по мановению чьей-то волшебной палочки, нам понадобится около 20 лет только для того чтобы демонтировать весь этот комплекс, созданный нашими отцами и дедами. Но этого не потребуется ещё очень долго. Если вы посмотрите серьёзную аналитику, то поймёте, что, как минимум, на протяжении ближайших 30 лет нефтегаз останется основой мирового топливно-энергетического комплекса», - сказал вице-президент РГО.
Отметим, что в завершение каждой летней школы её участники пройдут аттестацию и получат сертификат о приобретении дополнительных компетенций. Наряду с дипломом о высшем образовании он станет для них путёвкой в жизнь и конкурентным преимуществом при дальнейшем трудоустройстве.