+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    
   +7 (495) 255-15-10     доп. 2580

Врио ректора КНИТУ Юрий Казаков: «Вуз должен стать динамичной средой, чтобы соответствовать запросам предприятий»

16.09.2021

Высшее образование уже давно не является гарантией достойного заработка, и даже трудоустройства. По оценке Службы занятости, 19% университетских выпускников, которые искали работу, не смогли найти её в течение года. Несмотря на это количество бюджетных мест в российских вузах в последние годы увеличивается.

Казань – один из главных центров высшего образования ещё с девятнадцатого века, и сегодня в столицу Татарстана съезжаются абитуриенты из самых разных российских регионов, а также иностранцы. Тем не менее, вызывает удивление новость об увеличении количества бюджетных мест в вузах Казани на 20% при общем показателе по стране на уровне 6,5%. В республиканских СМИ прошла информация, что число бесплатных мест в регионе на 4 тысячи превысило количество выпускников школ.

Дополнительные бюджетные места достались и Казанскому национальному исследовательскому технологическому университету (КНИТУ). Это первое высшее учебное заведение инженерного профиля в Татарстане. Его история началась в 1890 году с указа императора Александра III о создании Казанского соединённого промышленного училища химико-технологического, механического и строительного профиля. В 1919 году училище стало политехническим институтом. Сегодня в нём обучается более 25 тысяч студентов и аспирантов.

knitu-zdanie.jpg

Разговор с временно исполняющим обязанности ректора КНИТУ, профессором Юрием Казаковым «Форпост» начал с вопроса о причинах и следствиях особого доверия федерального правительства к казанским вузам при распределении бюджетных мест.

- Чем на Ваш взгляд обусловлено столь щедрое выделение квот на бесплатное образование в вузах республики, и как оно сказалось на вступительном конкурсе? Не грозит ли это падением «качества» абитуриентов, а затем и выпускников?

- В Казани 34 высших учебных заведения, в том числе федеральный университет и два национальных исследовательских университета, включая наш, так что конкуренция жесткая. Действительно, в этом году выделение бюджетных мест превысило количество татарстанских выпускников школ. Это стало вызовом для вузов, но с ним справились. КНИТУ, например, выполнил план по приёму на 100%.

Мы восприняли увеличение контрольных цифр приёма более чем на 300 мест как отражение востребованности образовательных направлений вуза и высоких показателей трудоустройства выпускников.

Кроме того, сам город даёт своим университетам определённое преимущество. Казань - динамично развивающийся, многонациональный мегаполис с интересной историей, архитектурой и очень комфортной современной инфраструктурой. Всё это немаловажные факторы для абитуриентов. Следует отметить и развитую систему целевого обучения, помогающую привлечь студентов из регионов присутствия предприятий нефтегазохимического и оборонно-промышленного комплексов.

- КНИТУ может похвастаться не только выполнением плана по приёму, но и первым местом среди вузов Татарстана по показателям трудоустройства выпускников. В чём секрет успеха?

- Университет готовит высококвалифицированные кадры химико-технологического профиля, лидирует по направлению «Химическая технология». Татарстан, как известно, является центром нефтехимии в России. За многолетнюю историю университетом выстроены тесные взаимоотношения с отраслевыми предприятиями региона и страны. Мы знаем, какие требования они предъявляют к подготовке специалистов и формируем свои образовательные программы с учётом потребностей бизнеса.

В процессе обучения 80% студентов нефтехимического направления проходят практику на профильных производствах, выполняют научную работу, пишут курсовые и дипломные проекты по темам, предложенным на предприятиях. Широко практикуется и заключение договоров на целевое обучение в нашем вузе. В этом случае взаимодействие будущего работодателя со студентом начинается уже на этапе поступления в университет.

laboratoriya-knitu.jpg

- Вы сказали, что понимание вузом потребностей предприятий помогает формировать актуальные образовательные программы. Какие новые программы и специализации появились в КНИТУ за последние несколько лет?

- Без поддержания динамичной инновационной среды вузу сложно было бы соответствовать запросам предприятий. Ежегодно мы вводим не менее 10-12 новых образовательных программ. В нынешнем году, например, можно отметить появление профиля «Цифровой инжиниринг в технологии и переработке полимеров» по направлению «Химическая технология», связанный с подготовкой «химиков-айтишников». Открыто еще несколько направлений с уклоном в цифровизацию, таких как цифровая инженерия энерго- и ресурсосберегающих процессов нефтепереработки и нефтегазохимии, цифровое проектирование современных материалов, текстильных изделий, информационные технологии в техносферной безопасности, информационно-коммуникационные технологии в сервисе.

Знание иностранных языков востребовано сегодня наравне с навыками в области цифровых технологий. Поэтому с нового учебного года в КНИТУ стартует первая англоязычная магистерская программа Smart Materials в рамках ключевого для нашего университета направления «Химическая технология». Это область молекулярной инженерии для электроники и биомедицины, производства «умных» материалов. Перед выпускниками программы откроются широкие перспективы выбора научно-прикладной карьеры по самым современным направлениям науки и техники. К реализации программы привлечены ведущие профессора и преподаватели с опытом работы в зарубежных университетах.

Новый пример междисциплинарной подготовки – профиль бакалавриата «Вакуумная техника в нефтегазопереработке». Есть новации и в общественно-гуманитарных дисциплинах. В частности, мы разработали программы по молодежной политике, медийным технологиям и медиамаркетингу (по направлению «Издательское дело»), социологии управления.

- Постоянное обновление учебных программ требует высокого профессионализма и активности профессорско-преподавательского состава. Как КНИТУ строит работу с кадрами?

- В сфере развития кадрового потенциала у нас в этом году тоже есть интересная новация. С февраля в университете реализуется большой проект «Кадровый резерв», в рамках которого инициативные молодые преподаватели, заведующие кафедрами, руководители отделов обучаются коммерциализации НИОКР, проектному управлению.

Полученные ими навыки мы трансформируем в практические идеи по развитию вуза. Сформировано 18 проектных команд, которые уже представили свои предложения – о новых научных проектах, магистерских программах в сотрудничестве с зарубежными университетами, других направлениях развития международной деятельности, например, взаимодействия с африканскими странами.

На основе этих идей подготовлена заявка университета на участие в федеральной программе «Приоритет-2030». Перед тем как попасть в заявку, каждый проект проходил через внутреннюю университетскую защиту. В течение полутора месяцев мы заслушивали проектные команды и оценивали качество их предложений. В ходе всей этой работы сформировался круг инициативных молодых преподавателей и учёных, нацеленных на развитие вуза, что уже позволяет рассчитывать на успех.

Второе важное направление – стажировки преподавателей в российских научных центрах и ведущих европейских университетах, а также выезды на промышленные предприятия совместно со студентами, проходящими там производственную практику. Правительство Татарстана поддерживает подобные начинания через республиканскую грантовую программу «Алгарыш». Благодаря ней ежегодно около 20-25 представителей КНИТУ отправляются на стажировки в ведущие зарубежные и российские научно-образовательные центры.

r.n.-minnikhanov-i-yu.m.-kazakov.jpg

- Не можем обойти вниманием актуальный сегодня вопрос об онлайн-технологиях в образовательном процессе. Что нового в этом направлении?

- Безусловно ситуация с пандемией ускорила внедрение онлайн-проектов, но подобный опыт мы накапливали и ранее. Сегодня на базе электронного университета КНИТУ создана полноценная информационно-образовательная среда, в том числе на платформах Moodle и Microsoft Teams, собственный канал с базой онлайн-лекций в YouTube. На нефтяном факультете реализуется рамочный пилотный проект с использованием веб-сервиса «Google Класс». Студенты получили возможность просматривать содержание рабочих программ по всем дисциплинам, презентации, методические рекомендации, расчетно-графические работы.

Успешно продвигаем в онлайне свои учебные курсы. В частности, на национальной платформе «Открытое образование» выложен курс по физической и коллоидной химии, а на Coursera – совместно разработанный с университетом «МИСИС» курс по Smart-materials. Он полностью англоязычный, и уже привлек большую аудиторию – более 1500 слушателей, в основном из Индии и США. Общая оценка за курс - 4,9 из 5 баллов. Кстати, именно успех этого курса мотивировал нас на разработку упомянутой одноименной магистерской программы на английском языке.

- В 2021 году КНИТУ стал членом Консорциума университетов «Недра». Как Вы видите взаимодействие вуза с другими участниками этой ассоциации, чем они могут быть вам полезны, и чем вы можете быть полезны им?

- Для КНИТУ вступление в консорциум «Недра» – перспективный и долгосрочный проект. На наш взгляд, это один из немногих консорциумов в России, который продвигает новые формы взаимодействия со студентами. За прошедшие полгода наши студенты уже дважды ездили в Санкт-Петербург для участия в научных мероприятиях на базе Горного университета.

Собираемся развивать сетевое взаимодействие в областях химической технологии, политики устойчивого развития, зеленой химии. Мы хотим, чтобы наши студенты участвовали в хакатонах, летних школах, практиках, организуемых Горным университетом.

В ответ мы готовы предложить участие в своих проектах, в том числе международных. В частности, Erasmus+ – в КНИТУ очень хорошо развито межвузовское сотрудничество в рамках этого европейского проекта, создан специальный тренинговый центр.

laboratoriya-knitu-2.jpg

Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост" 




МГРИ продолжает сотрудничество с Горно-металлургическим институтом Таджикистана
МГРИ продолжает сотрудничество с Горно-металлургическим институтом Таджикистана

В последнюю неделю ноября Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе провел серию онлайн лекций для студентов Горно-металлургического  института Таджикистана по вопросам геологии, гидрогеологии, экологии и геммологии.  С лекциями выступили ведущие преподаватели МГРИ: Доктор геолого-минералогических наук, заведующий кафедры геологии месторождений полезных ископаемых Игнатов Петр Алексеевич Доктор геолого-минералогических наук, профессор Экзарьян Владимир Нишанович Заведующий кафедрой Инженерной геологии Гидрогеологического факультета Горобцов Денис Николаевич Доктор геолого-минералогических наук, профессор Литвиненко Андрей Кимович Лекции вызвали большой интерес как у студентов, так и у преподавателей Горно-металлургического института Таджикистана. Совместные образовательный и научные программы, безусловно, будут продолжаться.  Так, в ближайшее время состоится III ежегодная международная научно-практическая конференция “Развитие национальной промышленности и геологии Таджикистана за годы независимости”, в которой примут участие преподаватели  и ученые МГРИ и Горно-металлургического института Таджикистана.

04/12/2024

МГРИ расширяет географию
МГРИ расширяет географию

3 декабря стартовала Школа моделирования, которую МГРИ проводит в Азербайджане!   Школа проходит с 3 по 7 декабря на базе Института нефти и газа Министерства науки и образования Азербайджанской Республики в городе Баку. Руководителем школы является профессор Вагиф Керимов - д.г.-м.н., заслуженный геолог РФ, академик РАЕН и заведующий кафедрой геологии и разведки месторождений углеводородов МГРИ. Курс ведет Елена Лавренова - к.г.-м.н., доцент кафедры геологии и разведки месторождений углеводородов МГРИ. На протяжении 5️ дней участники школы подробно изучат курс «Моделирование геологических процессов и углеводородных систем» - они познакомятся с основами моделирования и спецификой подготовки вводных данных, научатся проводить расчёт и анализ результатов моделирования и готовить графические материалы.

04/12/2024

ГЕОМИКС подводит итоги
ГЕОМИКС подводит итоги

29 ноября состоялась защита решений кейсов II Всероссийской олимпиады по геологическому моделированию ГЕОМИКС!    9️ команд представили свои решения реальных геологических задач, над которыми они работали на протяжении нескольких дней. Все команды выступили очень достойно, продемонстрировали свои знания, навыки, находчивость и креативность и успешно ответили на каверзные вопросы экспертной комиссии и других участников.   Члены жюри подвели итоги олимпиады и наградили победителей дипломами и ценными призами от МГРИ и ООО «Геомикс»!  1 место – команда СПб Горный (Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II)   Нурлиев Булат  Чаптиев Мухтар  Хворостяная Елена  Решетникова Юлия  2 место – команда Горные штурманы (МГРИ)  Гаврилов Руслан  Мамедов Тимур  Яковлева Анастасия  Григорян Левон  3 место – команда Extreme engineering (МГРИ)  Галиулин Илья  Губернин Дмитрий  Нагайцев Никита  Полосков Илья  Также эксперты дополнительно выделили команду ИМР из МГРИ и вручили им приз зрительных симпатий!   Мы поздравляем победителей и призеров олимпиады, желаем вам дальнейшего успешного развития в сфере инженерной геологии и новых побед! Мы надеемся, что благодаря участию в олимпиаде ГЕОМИКС вы приобрели новый интересный опыт и полезные знакомства. Ждем вас в следующем году!

03/12/2024

Студенты МГРИ заняли первые места на XIX Всероссийских студенческих олимпиадах по комплексу фундаментальных геологических наук и прикладной геологии!
Студенты МГРИ заняли первые места на XIX Всероссийских студенческих олимпиадах по комплексу фундаментальных геологических наук и прикладной геологии!

Очный этап собрал в городе Томск 176 представителей из 28 вузов России.  В течение нескольких дней наши финалисты отвечали на теоретические вопросы и выполняли практические задания по четырем направлениям: 1️ Геологическая олимпиада (комплекс фундаментальных геологических наук). 2️ Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания. 3️ Экология и защита окружающей среды. 4️ Землеустройство и кадастры. По итогам XIX Всероссийских студенческих олимпиад награждены: диплом I степени в индивидуальном первенстве по направлению “Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания” Рудаков Егор Олегович, гидрогеологический факультет, 3 курс, группа РГК-22-1; диплом III степени в индивидуальном первенстве по направлению “Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания” Лукин Даниил Сергеевич, гидрогеологический факультет, 3 курс, группа РГК-22-2; диплом I степени в командном первенстве по направлению “Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания” команда гидрогеологического факультета в составе: - Рудаков Егор Олегович,  - Лукин Даниил Сергеевич, - Мухина Полина Игоревна, - Бушманова Юлия Дмитриевна. Также студенты посетили обзорную экскурсию по г. Томск, увидели особняк Хомича, вдохновивший А. Волкова написать сказку об Изумрудном городе, гротескную фигуру писателя А.П. Чехова на набережной реки Томь и место, откуда начался город Томск - Воскресенскую гору. Мы поздравляем победителей с призовыми местами и желаем всем участникам XIX Всероссийских студенческих дальнейших достижений и научных открытий! 

02/12/2024