+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    

Врио ректора КНИТУ Юрий Казаков: «Вуз должен стать динамичной средой, чтобы соответствовать запросам предприятий»

16.09.2021

Высшее образование уже давно не является гарантией достойного заработка, и даже трудоустройства. По оценке Службы занятости, 19% университетских выпускников, которые искали работу, не смогли найти её в течение года. Несмотря на это количество бюджетных мест в российских вузах в последние годы увеличивается.

Казань – один из главных центров высшего образования ещё с девятнадцатого века, и сегодня в столицу Татарстана съезжаются абитуриенты из самых разных российских регионов, а также иностранцы. Тем не менее, вызывает удивление новость об увеличении количества бюджетных мест в вузах Казани на 20% при общем показателе по стране на уровне 6,5%. В республиканских СМИ прошла информация, что число бесплатных мест в регионе на 4 тысячи превысило количество выпускников школ.

Дополнительные бюджетные места достались и Казанскому национальному исследовательскому технологическому университету (КНИТУ). Это первое высшее учебное заведение инженерного профиля в Татарстане. Его история началась в 1890 году с указа императора Александра III о создании Казанского соединённого промышленного училища химико-технологического, механического и строительного профиля. В 1919 году училище стало политехническим институтом. Сегодня в нём обучается более 25 тысяч студентов и аспирантов.

knitu-zdanie.jpg

Разговор с временно исполняющим обязанности ректора КНИТУ, профессором Юрием Казаковым «Форпост» начал с вопроса о причинах и следствиях особого доверия федерального правительства к казанским вузам при распределении бюджетных мест.

- Чем на Ваш взгляд обусловлено столь щедрое выделение квот на бесплатное образование в вузах республики, и как оно сказалось на вступительном конкурсе? Не грозит ли это падением «качества» абитуриентов, а затем и выпускников?

- В Казани 34 высших учебных заведения, в том числе федеральный университет и два национальных исследовательских университета, включая наш, так что конкуренция жесткая. Действительно, в этом году выделение бюджетных мест превысило количество татарстанских выпускников школ. Это стало вызовом для вузов, но с ним справились. КНИТУ, например, выполнил план по приёму на 100%.

Мы восприняли увеличение контрольных цифр приёма более чем на 300 мест как отражение востребованности образовательных направлений вуза и высоких показателей трудоустройства выпускников.

Кроме того, сам город даёт своим университетам определённое преимущество. Казань - динамично развивающийся, многонациональный мегаполис с интересной историей, архитектурой и очень комфортной современной инфраструктурой. Всё это немаловажные факторы для абитуриентов. Следует отметить и развитую систему целевого обучения, помогающую привлечь студентов из регионов присутствия предприятий нефтегазохимического и оборонно-промышленного комплексов.

- КНИТУ может похвастаться не только выполнением плана по приёму, но и первым местом среди вузов Татарстана по показателям трудоустройства выпускников. В чём секрет успеха?

- Университет готовит высококвалифицированные кадры химико-технологического профиля, лидирует по направлению «Химическая технология». Татарстан, как известно, является центром нефтехимии в России. За многолетнюю историю университетом выстроены тесные взаимоотношения с отраслевыми предприятиями региона и страны. Мы знаем, какие требования они предъявляют к подготовке специалистов и формируем свои образовательные программы с учётом потребностей бизнеса.

В процессе обучения 80% студентов нефтехимического направления проходят практику на профильных производствах, выполняют научную работу, пишут курсовые и дипломные проекты по темам, предложенным на предприятиях. Широко практикуется и заключение договоров на целевое обучение в нашем вузе. В этом случае взаимодействие будущего работодателя со студентом начинается уже на этапе поступления в университет.

laboratoriya-knitu.jpg

- Вы сказали, что понимание вузом потребностей предприятий помогает формировать актуальные образовательные программы. Какие новые программы и специализации появились в КНИТУ за последние несколько лет?

- Без поддержания динамичной инновационной среды вузу сложно было бы соответствовать запросам предприятий. Ежегодно мы вводим не менее 10-12 новых образовательных программ. В нынешнем году, например, можно отметить появление профиля «Цифровой инжиниринг в технологии и переработке полимеров» по направлению «Химическая технология», связанный с подготовкой «химиков-айтишников». Открыто еще несколько направлений с уклоном в цифровизацию, таких как цифровая инженерия энерго- и ресурсосберегающих процессов нефтепереработки и нефтегазохимии, цифровое проектирование современных материалов, текстильных изделий, информационные технологии в техносферной безопасности, информационно-коммуникационные технологии в сервисе.

Знание иностранных языков востребовано сегодня наравне с навыками в области цифровых технологий. Поэтому с нового учебного года в КНИТУ стартует первая англоязычная магистерская программа Smart Materials в рамках ключевого для нашего университета направления «Химическая технология». Это область молекулярной инженерии для электроники и биомедицины, производства «умных» материалов. Перед выпускниками программы откроются широкие перспективы выбора научно-прикладной карьеры по самым современным направлениям науки и техники. К реализации программы привлечены ведущие профессора и преподаватели с опытом работы в зарубежных университетах.

Новый пример междисциплинарной подготовки – профиль бакалавриата «Вакуумная техника в нефтегазопереработке». Есть новации и в общественно-гуманитарных дисциплинах. В частности, мы разработали программы по молодежной политике, медийным технологиям и медиамаркетингу (по направлению «Издательское дело»), социологии управления.

- Постоянное обновление учебных программ требует высокого профессионализма и активности профессорско-преподавательского состава. Как КНИТУ строит работу с кадрами?

- В сфере развития кадрового потенциала у нас в этом году тоже есть интересная новация. С февраля в университете реализуется большой проект «Кадровый резерв», в рамках которого инициативные молодые преподаватели, заведующие кафедрами, руководители отделов обучаются коммерциализации НИОКР, проектному управлению.

Полученные ими навыки мы трансформируем в практические идеи по развитию вуза. Сформировано 18 проектных команд, которые уже представили свои предложения – о новых научных проектах, магистерских программах в сотрудничестве с зарубежными университетами, других направлениях развития международной деятельности, например, взаимодействия с африканскими странами.

На основе этих идей подготовлена заявка университета на участие в федеральной программе «Приоритет-2030». Перед тем как попасть в заявку, каждый проект проходил через внутреннюю университетскую защиту. В течение полутора месяцев мы заслушивали проектные команды и оценивали качество их предложений. В ходе всей этой работы сформировался круг инициативных молодых преподавателей и учёных, нацеленных на развитие вуза, что уже позволяет рассчитывать на успех.

Второе важное направление – стажировки преподавателей в российских научных центрах и ведущих европейских университетах, а также выезды на промышленные предприятия совместно со студентами, проходящими там производственную практику. Правительство Татарстана поддерживает подобные начинания через республиканскую грантовую программу «Алгарыш». Благодаря ней ежегодно около 20-25 представителей КНИТУ отправляются на стажировки в ведущие зарубежные и российские научно-образовательные центры.

r.n.-minnikhanov-i-yu.m.-kazakov.jpg

- Не можем обойти вниманием актуальный сегодня вопрос об онлайн-технологиях в образовательном процессе. Что нового в этом направлении?

- Безусловно ситуация с пандемией ускорила внедрение онлайн-проектов, но подобный опыт мы накапливали и ранее. Сегодня на базе электронного университета КНИТУ создана полноценная информационно-образовательная среда, в том числе на платформах Moodle и Microsoft Teams, собственный канал с базой онлайн-лекций в YouTube. На нефтяном факультете реализуется рамочный пилотный проект с использованием веб-сервиса «Google Класс». Студенты получили возможность просматривать содержание рабочих программ по всем дисциплинам, презентации, методические рекомендации, расчетно-графические работы.

Успешно продвигаем в онлайне свои учебные курсы. В частности, на национальной платформе «Открытое образование» выложен курс по физической и коллоидной химии, а на Coursera – совместно разработанный с университетом «МИСИС» курс по Smart-materials. Он полностью англоязычный, и уже привлек большую аудиторию – более 1500 слушателей, в основном из Индии и США. Общая оценка за курс - 4,9 из 5 баллов. Кстати, именно успех этого курса мотивировал нас на разработку упомянутой одноименной магистерской программы на английском языке.

- В 2021 году КНИТУ стал членом Консорциума университетов «Недра». Как Вы видите взаимодействие вуза с другими участниками этой ассоциации, чем они могут быть вам полезны, и чем вы можете быть полезны им?

- Для КНИТУ вступление в консорциум «Недра» – перспективный и долгосрочный проект. На наш взгляд, это один из немногих консорциумов в России, который продвигает новые формы взаимодействия со студентами. За прошедшие полгода наши студенты уже дважды ездили в Санкт-Петербург для участия в научных мероприятиях на базе Горного университета.

Собираемся развивать сетевое взаимодействие в областях химической технологии, политики устойчивого развития, зеленой химии. Мы хотим, чтобы наши студенты участвовали в хакатонах, летних школах, практиках, организуемых Горным университетом.

В ответ мы готовы предложить участие в своих проектах, в том числе международных. В частности, Erasmus+ – в КНИТУ очень хорошо развито межвузовское сотрудничество в рамках этого европейского проекта, создан специальный тренинговый центр.

laboratoriya-knitu-2.jpg

Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост" 




Второй Форум ректоров российских и вьетнамских университетов
Международная деятельность
Второй Форум ректоров российских и вьетнамских университетов

18 апреля в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова  состоялся Второй Форум ректоров российских и вьетнамских университетов. Организаторами мероприятия с российской стороны выступили Российский Союз ректоров и МГУ имени М. В. Ломоносова, с вьетнамской стороны — Министерство образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам. В мероприятии приняли участие президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Ильич Могилевский, глава вьетнамской делегации, ректор Университета транспорта профессор Нгуен Нгок Лонг, представители министерства образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам, а также более 150 руководителей вузов двух стран.  На пленарной сессии выступил ректор Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе (МГРИ) Юрий Петрович Панов. Он отметил, что взаимодействие России и Вьетнама в области геологии, горнодобывающей отрасли, перерабатывающей промышленности, развивается уже более 50 лет и лежит в основе создания геологической школы Вьетнама. Совместные исследовательские и образовательные программы и проекты являются неотъемлемым элементом развития и успеха геологической отрасли Социалистической Республики Вьетнам.  “Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) имеет большой опыт взаимодействия с Вьетнамом в области недропользования, в том числе в совместной подготовке высококвалифицированных кадров по данному направлению.  С учетом имеющегося опыта взаимодействия России (ранее СССР) и Вьетнама в области недропользования, МГРИ и дальше планирует развивать образовательное и научное взаимодействие с вьетнамскими партнерами, расширяя и углубляя его, применяя инновационные отраслевые подходы.” - отметил Юрий Петрович в своем выступлении.  Он рассказал о визите в МГРИ  накануне съезда ректоров  делегации Ханойского университета геологии и горного дела во главе с ректором, профессором Чан Тхань Хай, а также поделился с участниками основными направлениями дальнейшего взаимодействия. “В настоящее время наш Университет совместно с Российским домом международного научно-технического сотрудничества при поддержке Минобрнауки России ведет проработку создания Центра исследований минерального сырья Вьетнама: подготовлен проект Концепции, проведены предварительные переговоры с заинтересованными российскими и вьетнамскими сторонами. Ключевой целью создания Центра является оказание содействия нашим вьетнамским партнерам по максимально эффективному использованию природных ресурсов Вьетнама – как драйвера национальной экономики при минимизации расходов и ущерба окружающей среде. Центр призван стать ведущим в Юго-Восточной Азии исследовательским институтом в области недропользования, включая продвижение фундаментальной науки с целью открытия следующего поколения рудных тел. Неотъемлемой частью его деятельности будет развитие взаимодействия с индустриальными партнерами (национальными, региональными и международными) и правительствами в рамках совместных исследовательских проектов во Вьетнаме и по всему миру. Эти проекты будут направлены на разработку новых методов и технологий разведки, в том числе и с использованием искусственного интеллекта и инфраструктуры цифровой среды, что позволит гарантировать соответствие исследований самым передовым стандартам и требованиям отрасли.” - рассказал ректор МГРИ. Со своей стороны МГРИ готов обеспечивать на регулярной основе экспертно-аналитическую поддержку, научно-образовательное содействие по таким направлениям работы Центра как:  - применение современных, эффективных технологий геологической разведки; - внедрение эффективных технологий добычи и обогащения полезных ископаемых, обеспечивающих максимальное извлечение полезных компонентов – как основных, так и сопутствующих;   - создание практики рационального природопользования, обеспечивающей восстановление (рекультивацию) отработанных добычных площадей, снижающей вред для окружающей среды как на стадии добычи, так и на стадии обогащения минерального сырья и др. Юрий Петрович рассказал и о договоренности с Ханойским университетом геологии и горного дела об открытии у них, при поддержке МГРИ, Центра искусственного интеллекта. “Безусловно, это только одно из направлений взаимодействия. МГРИ развивает все формы образовательного и научного взаимодействия. Приглашаем коллег к совместной работе!” - отметил в заключении своего выступления Юрий Петрович Панов. На мероприятии состоялась торжественная церемония обмена подписанным меморандумом о сотрудничестве между Российским государственным геологоразведочным университетом имени Серго Орджоникидзе и Ханойским университетом геологии и горного дела. Церемония прошла в присутствии заместителя министра образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам Хоанг Минь Шона.

18/04/2024

Визит делегации Ханойского университета геологии и горного дела Социалистической Республики Вьетнам
Визит делегации Ханойского университета геологии и горного дела Социалистической Республики Вьетнам

17 апреля 2024 года в Российском государственном геологоразведочном университете им. Серго Орджоникидзе состоялась встреча руководства МГРИ с представителями партнерского Ханойского университета геологии и горного дела. В состав делегации вошли ректор – господин Чан Тхань Хай и руководитель международной службы – госпожа Нгуен Тхи Хоай Нга.  Гости посетили Минералогический музей МГРИ, где заслуженный сотрудник университета, хранитель музейного комплекса Татьяна Юрьевна Должанская провела экскурсию и рассказала о некоторых представленных в музее экспонатах.  На официальной части встречи со стороны МГРИ присутствовал ректор МГРИ Юрий Панов, проректор по международной деятельности и дополнительному образованию Дмитрий Береснев, руководитель проектного офиса по международным коммуникациям Шивлета Тагирова и начальник отдела международного сотрудничества Александр Кувшинов.  Наши университеты связывают схожие направления подготовки кадров в области геологоразведки, поэтому основными темами переговоров были вопросы студенческого и научного обмена, проведения совместных мероприятий – и в целом, продвижения образовательных и исследовательских программ. Первым шагом к реализации будущих совместных проектов стало подписание Соглашения о сотрудничестве, которое ляжет в основу дальнейшего научного и образовательного взаимодействия. |SLIDER|

17/04/2024