+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    
   +7 (495) 255-15-10     доп. 2580

ВАК признала выполненную в МГРИ диссертацию одной из лучших в 2020 году

01.04.2021

На имя ректора университета пришла благодарность от Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки за подготовку качественной научной работы. Высокую оценку получила кандидатская диссертация Алексея Чихоткина, научным руководителем которого был профессор МГРИ Николай Соловьев. 

Диссертация на тему «Совершенствование методики проектирования инструмента с резцами PDC равнопрочного профиля с учетом особенностей механизма разрушения горных пород и сопротивления среды» по специальности 25.00.14 «Технология и техника геологоразведочных работ» была успешно подготовлена и защищена в МГРИ. Автор отметил огромную заслугу профессора Николая Соловьева и университета в том, что исследование получило значительное признание в академическом кругу. 

МГРИ.ИНФОРМ расспросил Алексея Викторовича подробнее о его жизни и работе над диссертацией вместе с мэтрами университета. 

О пути в геологоразведку

Я родился в городе, который на тот момент еще назывался Алма-Ата, в 1986 году. В 1994 году моя семья переехала в Краснодар, где я окончил школу с серебряной медалью. Настало время моего первого самостоятельного (по крайней мере, как мне казалось на тот момент) выбора – куда идти дальше. Выбор пал на МГУ им. М.В. Ломоносова, на факультет мировой политики. Предметом моих научных изысканий была тема ядерной энергетики и безопасности, с ней  был связан и мой дипломный проект.

По окончании МГУ я решил дополнить свои знания экономической составляющей в РЭА им. Г.В. Плеханова и поступил в магистратуру по направлению «Международная экономика: Финансы». Мне довелось пройти практику и поработать в различных организациях - в Фонде эффективной политики Глеба Павловского, в одном из дочерних предприятий РЖД – ФПД (Федеральная пассажирская дирекция) в службе стратегического развития и корпоративного строительства, где мне довелось в рамках рабочей группы заниматься такими вопросами как «оптимизация системы управления и организационной структуры предприятия», в Счетной палате РФ в направлении Касаурова по контролю за расходованием средств федерального бюджета на международную деятельность; в аппарате Счетной палаты РФ. В Счетной палате, кстати, впервые мне пришлось столкнуться с такими понятиями как «экономика качества», «аудит эффективности». Они до сих пор выступают определенной отправной точкой для моих научных исследований, потому что любое «новое» должно всегда нести экономическую пользу и приводить к «экономике качества». Наверно, поэтому при выборе места, где бы я мог применить себя, свои знания, свой подход, свое приобретенное экономическое мышление, я остановился на новом для себя направлении – производстве высокоэффективного наукоемкого инструмента для различных отраслей промышленности: строительства, машиностроения, геологоразведки, бурения, камнеобработки и так далее.

Почему МГРИ? 

Так получилось, что по жизни я всегда иду рядом с моим отцом, Виктором Федоровичем Чихоткиным. Он по образованию горный инженер, доктор технических наук, профессор. Более десяти лет в рамках программы «1000 великих ученых для Китая» он работает международным экспертом-консультантом при Госсовете Китая в провинции Хубэй. Будучи примером для меня, он всегда направляет, подсказывает и не даёт расслабиться, потому что «с человека большой спрос, а с мужчины – еще больше».

В 1998 году отец защитил докторскую диссертацию в МГРИ, тогда еще МГГА. И именно он в 2020 году посоветовал мне подкрепиться здесь соискателем и впоследствии выйти на защиту кандидатской диссертации. Наработок и материала к этому времени уже было достаточно.

Отец всю свою жизнь, насколько я помню, занимается разработкой и созданием высокоэффективного породоразрушающего бурового инструмента, передовых технологий его производства и методик его исследования. Я, в свою очередь, используя его опыт в разработке и производстве передовых алмазных буровых коронок, применил его в производстве буровых долот и переложил в свое диссертационное исследование. 

О выборе научного руководителя 

Николая Владимировича Соловьева я знаю более 25 лет. Однажды мой отец направлялся в МГРИ по рабочим делам и взял меня с собой. Так я и познакомился с Николаем Владимировичем и с Дмитрием Николаевичем Башкатовым, которого, к сожалению, уже нет с нами. Отец всегда считал их своими учителями и очень трепетно о них отзывается, называя не иначе как «столпы науки». Говорит, что на таких людях науках и держится. Они индивидуальны, харизматичны, профессионалы своего дела – в общем, Личности с большой буквы.

Мне везет в том, что меня всегда окружают прекрасные люди и специалисты своего дела. Благодаря им «вышла в свет» моя диссертация. У Николая Владимировича колоссальный опыт и огромный багаж знаний, исключительная эрудиция - каждый его совет крайне ценен. Очень благодарен Николаю Владимировичу за то, что он согласился быть моим научным руководителем, несмотря на все сложности из-за пандемии, которые пришлись на время подготовки диссертации. Я очень рад, что у нас есть примеры, какими мы должны быть. 

Чем была полезна работа над диссертацией? 

Диссертационное исследование – это крутой вызов, это сложно, особенно в технических специальностях: здесь все должно быть строго и точно, нужно быть специалистом не только в узком направлении, в рамках которого происходит исследование, но и в других смежных областях. И это - необыкновенный опыт.

Я бы всем порекомендовал заниматься исследованиями, поступать в аспирантуру или прикрепляться соискателем - все зависит от времени и возможностей. Не надо затягивать! Сразу по окончании вуза сложно выйти на защиту диссертации, нет еще исследовательского опыта. Мне понадобилось много времени, чтобы поработать с инструментом, поэкспериментировать, посмотреть, как те или иные новшества работают, прежде чем собрать полученные результаты воедино. Столько информации, сколько я получил во время исследовательской работы и написания диссертации, я никогда не получал ранее. У меня никогда не было столько контактов со специалистами, как в этот период, много конструктивной критики. Отец учил: уважай и держи рядом тех, кто критикует, значит, им не все равно, и бойся тех, кто «гладит по голове». Критика была и во время подготовки, и на самой защите, было много вопросов в отзывах. Я взял их на вооружение для будущих исследований: в планах - защита докторской диссертации, и есть «запал» идти к этой цели.

МГРИ провел VIII Международный слет юных геологов "ГЕОАРТЕК-2024"
МГРИ провел VIII Международный слет юных геологов "ГЕОАРТЕК-2024"

29 сентября состоялись первые занятия VIII Международного слета юных геологов "ГЕОАРТЕК-2024" с участниками программы детского лагеря "Морской". ГЕОАРТЕК традиционно проводит  Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ). На слете ребята прослушали лекции , на которых преподаватели и волонтеры рассказали о науке геологии и различных ее направлениях, о том какими инструментами пользуются геологи, гидрогеологи, как геофизики и буровики могут заглянуть вглубь Земли и как экологи берегут нашу планету. Также они обсудили процессы, происходящие на Земле, узнали, что такое гранит и как образуются алмазы, нефть и драгоценные камни.  Освоившись с основными методами диагностики минералов, ребята приступили к изучению полезных ископаемых и рудных минералов, а также некоторыми методами их поисков и разведки месторождений. Ребята участвовали в мастер классах на которых узнали о минералах и их свойствах, а также полезных ископаемых Крыма. Юные геологи  познакомились с методами диагностики минералов по образцам из коллекции МГРИ и научились определять твердость минералов, отличать рудные минералы от нерудных. Ребята познакомились с географическим положением Крымского полуострова, особенностями его рельефа, геологическим строением и горными грядами Южного Берега. Самостоятельно составили геологическую карту Крыма с условными обозначениями и выполнили геологический разрез. Впереди их ждали геологические маршруты. Ребята изучали горные породы на берегу Лагеря "Морской", с удовольствием отбивали образцы, определяли минералы, многие красивые находки забрали с собой на память. В ходе маршрута научились работать с картой, компасом, полевой документацией. После измерений и исследований состава пород все данные были занесены в их полевые дневники. Теперь этот материал им пригодился для итогового отрядного отчёта. На этом маршруты не закончились. Тема  следующего маршрута: "Гидрогеология и водные ресурсы Крыма". Сначала в полевых дневниках были выполнены записи теоретических вопросов, касающихся работы рек, озёр, болот, подземных вод и геологических процессов, связанных с деятельностью временных водных потоков. Затем ребята прошли маршрут вдоль реки Артек, сделали различные замеры, нарисовали ее профиль и описали донные отложения. На заключительном маршруте ребята  почувствовали себя настоящими старателями, заразившимися "золотой лихорадкой". При помощи специальных лотков они пытались найти интересные минералы и потратили немало времени на поиски золота.️  После этого пришло время написания итогового отрядного отчета. У ребят был строгий план, соответствующий настоящему геологическому отчету. Они писали введение, заключение, главы о геологии, минералогии, полезных ископаемых, гидрогеологии, географии, уделяя внимание Крымскому полуострову. Кроме опубликованной литературы, конечно, все пользовались своими полевыми дневниками. Отчет был проиллюстрирован собственными зарисовками обнажения, раскрашенными картами и построенными разрезами. Строгая комиссия преподавателей и волонтеров МГРИ задавала вопросы по проделанной работе и по темам программы, на которые практически от всех детей услышала исчерпывающие ответы.  Общая оценка за отрядный отчет - отлично! На торжественном закрытии VIII Международного слета юных геологов "ГЕОАРТЕК-2024"! участники проекта были отмечены призами в трех номинациях. Преподавателям и волонтерам были вручены сертификаты от МДЦ "Артек" и памятные подарки. Мероприятие завершилось неформальным общением преподавателей и детей, обменом мнениями, впечатлениями и напутствиями. Дети смогли выразить свои эмоции, повязывая друг другу и преподавателям разноцветные ленточки, создавшие праздничную и душевную атмосферу.  Участники смены поделились своими впечатлениями: Колышкина Кира: "ГЕОАРТЕК - уникальная тематическая смена, на которой ребята могут освоить начальные знания в такой науке, как геология. Для меня эта смена оказалась очень полезной, ведь я смогла познакомиться с породами, которых нет в моем крае, и с методиками, с которыми работают в университете. Самым запоминающимся для меня занятием стало шлиховое опробование, а также подготовка и защита отчета. Я считаю, что эта программа способствует получению дополнительного образования для юных геологов и прививает детям любовь к этой уникальной профессии." Чёртова Дарья: "ГЕОАРТЕК - замечательная программа для юных геологов, которая ближе познакомила нас с геологией. На занятиях мы научились определять минералы, мыть шлихи, описывать реку. Больше всего мне понравился маршрут, во время которого мы описывали и зарисовывали обнажение, было интересно узнать больше о геологическом строении Крыма." Перетрухин Георгий: "Для меня ГеоАртек - это в первую очередь новые знания и новые знакомства, а также очень интересные занятия по совершенно разным направлениям. Так как я уже 9 лет занимаюсь геологией, для меня было интересно узнать о геологии Крыма, я никогда не думал, что в Крыму есть нефть. Самое запоминающееся занятие, я думаю, это был маршрут по берегу моря и описание обнажения и реки Артек! Я очень рад, что попал в ГЕОАРТЕК в этом году, и очень жалею, что отказался ехать сюда в прошлом году." Проект "ГЕОАРТЕК - 2024" успешно завершен! Спасибо огромное всем участникам программы, а впереди нас ждет “ГЕОАРТЕК - 2025"! |SLIDER|

18/10/2024

Ректор МГРИ Юрий Петрович Панов член жюри II Всероссийского Детского Экологического Форума
Ректор МГРИ Юрий Петрович Панов член жюри II Всероссийского Детского Экологического Форума

15 октября в Челябинске стартовал II Всероссийский Детский Экологический Форум (ДЭФ), собравший школьников 5-11 классов с научными и прикладными проектами в области экологии.  Среди участников — победители экологических олимпиад и конкурсов, активные участники экологических проектов и акций.  В первый день Форума состоялась научно-практическая конференция, в рамках которой были презентованы порядка 2️00 докладов.  16 октября пройдут: торжественное открытие, пленарная сессия в формате диалога и Церемония награждения победителей в 17 номинациях, а по результатам всероссийского голосования определят еще одного победителя в «народной номинации». Все проекты, прошедшие во второй тур, получат финансовую поддержку в соответствии с результатами голосования Оргкомитета Форума.

16/10/2024

 МГРИ представляет Россию на IRALL 2024
МГРИ представляет Россию на IRALL 2024

13 октября в Ченду, Китай стартовала международная школа оползней (IRALL 2024) участие в которой принимает аспирант кафедры гидрогеологии им.В.М.Швеца Александр Локтионов (АГГ-24). В рамках двухнедельных курсов участники курсов прослушают лекции от ведущих специалистов в области изучения оползневых и иных негативных геологических процессов со всего мира. Также участники школы отправятся в полевые условия и увидят последствия крупнейшего землетрясения в Китае (Сычуаньское землетрясение), которое в 2008 году вызвало ряд гигантских оползней. С этого события началась современная история изучения оползней в Китае. iRALL School (международная школа оползневедов Чэнду, КНР)-ежегодное мероприятие, в котором принимают участие ведущие специалисты в области оползневедения и инженерной геологии. В 2024 году в школе примут участия аспиранты из 15 стран мира, Россию представляет аспирант МГРИ  Александр Локтионов. |SLIDER|

14/10/2024