Необычный, ярко выделяющийся на фоне современных “Ласточек” и других поездов состав сегодня прибыл на платформу Белорусского вокзала. Это “Поезд Победы”, уникальный передвижной музей, который, посетив 13 городов России, вернулся на точку старта.
Ровно месяц назад “Поезд Победы” отправился в путь через города европейской части страны - Псков, Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Смоленск, Тулу, Курск, Волгоград, Владикавказ, Новороссийск, Керчь, Феодосию и Севастополь - все они памятны нам по истории Великой Отечественной войны. В Москву состав вернулся ненадолго - уже скоро он вновь тронется в дорогу, на этот раз по Транссибирской магистрали до самого Дальнего Востока. Таким образом, “Поезд Победы” побывает в 50 городах нашей страны.
Поезд состоит из 12 вагонов: восьми тематических и четырех технических. Тянет состав легендарный паровоз “Серго Орджоникидзе” - в годы войны именно такие обслуживали прифронтовые железные дороги.
Нулевой вагон - организационный. Здесь посетители знакомятся с правилами посещения музея, которые в период пандемии обязательно включают использование масок и перчаток. Здесь же размещена информация об истории создания иммерсивной инсталляции и ее устройстве. Вся экспозиция связана единым сюжетом - рассказ идет от лица женщины-железнодорожника Лидии. Хотя она является вымышленным персонажем, её история основана на воспоминаниях реальных людей, в частности, машиниста паровозной колонны Елены Чухнюк, водившей поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта. В повествование Лидии также включены сотни историй других людей, переживших войну.
С первого вагона начинается путешествие во времени: гости музея попадают в последние предвоенные дни. В этом вагоне собраны люди самых разных возрастов и профессий. Пассажиры, каждый из которых едет куда-то по своим делам, еще не знают, как изменится их жизнь во время войны.
Зато посетители экспозиции узнают об этом уже в следующем вагоне: в нем солдаты и офицеры едут на фронт, а за окнами, в которых помещены мультимедийные экраны, можно увидеть отправляющихся в эвакуацию мирных жителей. Во второй половине вагона сооружен окоп, где экскурсанты могут ощутить, что значит оказаться под обстрелом.
Третий вагон посвящен теме концентрационных лагерей Третьего Рейха. В нем тоже две части: в первой показан сюжет пытки нацистом советского офицера, вторая рассказывает о жизни узников. Авторы проекта говорят, что этот фрагмент экспозиции - одна из самых эмоционально сложных точек маршрута.
Четвертый вагон - санитарный. Здесь медики непрерывно ведут борьбу за жизни солдат, делают операции и перевязки. Часть этого вагона отведена под экспозицию о научных достижениях военного времени. Здесь можно увидеть микробиолога Зинаиду Ермолову, разработавшую первый советский пенициллин, и физика Игоря Курчатова, родоначальника советского атомного проекта.
Пятый вагон несомненно удивит посетителей - он является банно-прачечным. В редких музеях освещается важная тема соблюдения гигиены в годы войны. Здесь же она вплетена в историю капитуляции немецких войск под Сталинградом - поэтому в этом вагоне можно встретить фельдмаршала Паулюса, но не в военной форме, а в нательном белье - он готовится к помывке.
Вторая половина этого вагона рассказывает о еще одной героической странице войны - блокаде Ленинграда. Поезд идет по железнодорожной ветке “Поляны - Шлиссельбург”, известной как “Дорога Победы”. Рассказчик Лидия не забывает напомнить, каким страшным было это время для города на Неве.
Предпоследний вагон - это штаб маршала Рокоссовского, где рассказывается об одной из самых успешных операций Великой Отечественной войны - “Багратион”, известной также как Белорусская наступательная операция. По хронологии это уже 1944 год, значит, конец войны уже совсем близок.
Действительно, следующий вагон посвящен Победе и двум ее сторонам - радости и скорби. Именно поэтому в этом вагоне две половины - в одной едут счастливые бойцы, в другой же справляют поминки по погибшим. Каждый здесь непременно задумается, какова была цена Победы...
Экспозицию вернувшегося в Москву поезда посетили корреспонденты МГРИ.ИНФОРМ Анна Шелементьева и Михаил Еремин.
"Эмоции после просмотра экспозиции переполняли меня ещё несколько часов, - говорит Аня. - Все инсталляции очень реалистичны и как будто перемещают тебя в годы Великой Отечественной войны. Больше всего меня поразил вагон, посвященный концентрационным лагерям. Сложно передать эмоции, которые испытываешь, глядя на это.
Еще меня впечатлила интерактивная составляющая выставки: в вагонах раздается стук колес, в "окнах" встроены экраны, на которых движутся картинки, и создаётся впечатление, что поезд на самом деле едет".
Проект был разработан Министерством науки и высшего образования России, ОАО “РЖД”, творческой мастерской “Невский баталист” и медиагруппой “Красный квадрат”. Запуск акции был приурочен к 75-летию Победы. В условиях пандемии проект не удалось сделать общедоступным - очно посетить экспозицию смогло ограниченное число людей, в основном школьники, студенты и участники военно-патриотических организаций. Но на сайте проекта
поездпобеды.рф доступен виртуальный тур по музею, благодаря которому каждый может совершить познавательное путешествие в “Поезде Победы”.