+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    

Ректор Башкирского Госуниверситета: «Ситуация в аспирантуре критическая!»

01.03.2021
БашГУ - первый вуз Башкортостана. Он открыл свои двери в 1909 году как учительский институт – в регионе катастрофически не хватало педагогов. Значительно позже стал классическим университетом, и акцент сместился на подготовку специалистов самого широкого спектра – студенты изучали гуманитарные, математические, естественные и общественные науки. Сегодня вуз уже выпускает инженеров, которые широко востребованы в сырьевой промышленности. Ректор университета Николай Морозкин в интервью «Форпосту» рассказал о том, что в настоящее время происходит в БашГУ, какие проблемы стоят перед высшим образованием в Башкортостане, и какие перспективы открывают вузовские коллаборации.

 Несколько лет назад БашГУ открыл инженерный факультет и стал развивать направления, не характерные для классических учебных заведений. А в конце 2020 года вошел в консорциум вузов «Недра». Что мотивировало Вас?

– В первую очередь расширение спектра направлений, по которым мы осуществляем обучение, было продиктовано запросом ведущих предприятий на инженерные кадры.

Вхождение же университета в Консорциум университетов «Недра» обусловлено тем, что мы реализуем подготовку специалистов для минерально-сырьевого комплекса России - геология, картография и геоинформатика, гидрометеорология, физика, химическая технология, экология и природопользование. А это непосредственный профиль объединения.

Наши выпускники получат новые возможности для трудоустройства и карьерного роста в будущем. Кроме того, совместная работа с другими образовательными учреждениями, а также НИИ и производственными предприятиями в рамках Консорциума позволит профессорско-преподавательскому составу, студентам и аспирантам повысить свои профессиональные компетенции, квалификацию, мобильность, научно-исследовательскую и публикационную активность.

- В последний день 2020 года БашГУ и УГНТУ подписали договор о стратегическом сотрудничестве. Оба вуза – члены консорциума «Недра». Долгие годы соревновались друг с другом и теперь объединили свои усилия в области научных исследований и академической мобильности студентов. Насколько вузовские коллаборации важны для решения научно-технологических задач страны?

– От Башкортостана вступили в консорциум «Недра» три вуза: БашГУ, УГНТУ, УГАТУ (Уфимский нефтяной и Уфимский авиационный – прим. ред.). Мы вместе работаем над одной задачей – качественной подготовкой кадров для региона и страны, поэтому являемся все-таки больше партнерами. Несмотря на то, что УГНТУ и УГАТУ – технические университеты, у нас много общего. Так, в каждом вузе есть одинаковые направления, ориентированные на удовлетворение потребностей добывающей и перерабатывающей промышленностей, но они отличаются друг от друга уникальными программами.

Мы ведем совместные научно-исследовательские работы, пользуемся материально-техническими базами вузов-партнеров, публикуем в соавторстве научные статьи. Вузовское сотрудничество в республике видно и в работе Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня, поскольку к портфелю научных проектов привлечены все университеты республики и Уфимский федеральный исследовательский центр РАН.

- В Зимней школе для иностранцев «Учеба и отдых в России», организованной БашГУ в этом году, приняли участие более 200 человек из Узбекистана, Казахстана и Китая. Насколько актуально это в сегодняшнее время?

– Академический обмен – неотъемлемая часть жизни практически любого российского университета, важнейший инструмент создания эффективного регионального рынка труда, обмена квалифицированными человеческими ресурсами, подготовки лидеров в различных областях национальной системы образования.

В этом контексте мы особенно заинтересованы в программах академической мобильности в рамках Консорциума «Недра», в частности, направлении студентов и аспирантов на стажировки в ЕС и российские вузы. БашГУ всегда поддерживает и стимулирует участие обучающихся и преподавателей в подобных мероприятиях. Мы активно сотрудничаем с такими зарубежными вузами, как Наньчанский университет в Китае, Университет Сержи-Понтуаз во Франции, Университет Пэй Чже в Южной Корее, Великотырновский университет им. Св. Кирилла и Мефодия в Болгарии.

- Вопрос будущего трудоустройства один из главных, по которому абитуриенты выбирают вуз. Как Вы отметили в одном из интервью, среди многочисленных направлений подготовки, предлагаемых БашГУ, наиболее популярным сегодня является нефтегазовое дело. Чем объясняете тенденцию? Насколько она долгосрочна? Куда идут работать ваши выпускники?

– Популярность направлений подготовки, связанных с нефтегазовым сектором, вполне объяснима и будет расти, так как сама отрасль сейчас переживает масштабную цифровизацию, внедряются новые технологии, что, безусловно, требует новых специалистов по разработке цифровых симуляторов. Наши выпускники работают как в регионе, так и во многих крупнейших нефтегазовых, топливно-энергетических компаниях России и мира, включая США, Францию, страны Ближнего Востока, Норвегию. БашГУ входит в топ-10 вузов рейтинга «Газпром нефть» по подготовке лучших нефтяников России.

Что касается общей картины трудоустройства наших выпускников, на сегодняшний день, по данным мониторинга, БашГУ готовит 75% кадров в регионе по математическим и естественнонаучным специальностям, 72% – по гуманитарным наукам, 46% – по наукам об обществе и 42% – по образованию и педагогике, в том числе за счет Стерлитамакского и Бирского филиалов. Почти половина учителей региона – выходцы БашГУ.

В республике развиты машиностроение и металлообработка, нефтедобыча и переработка, химическая отрасль, поэтому востребованы инженерные направления. В прошлом году поступило множество заявок на выпускников-инженеров от предприятий и организаций различных сфер, в том числе «Башнефть», PepsiCo, «Гидравлика», УППО, LasselsbergerCeramics, Kronospan, УМПО и др.

- Какие предпринимаются шаги, чтобы удержать молодежь в Башкортостане? Что она не уезжала учиться и работать в другие регионы и страны?

– Для решения этой проблемы мы осуществляем целый перечень мер.

Реализуем имеющиеся и готовим новые программы двойных дипломов (международные, российские и внутриуниверситетские), создаем возможности для академической мобильности студентов, приглашаем ведущих зарубежных и российских ученых. Наши выпускники могут получать Европейское приложение к диплому, которое даёт возможность академического и профессионального признания диплома в странах ЕС.

Кроме того, открываем новые перспективные практико-ориентированные программы: «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Судебная и прокурорская деятельность», «Картография и геоинформатика», «Геодезия и дистанционное зондирование» и многие другие. Готовятся к лицензированию «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика».

Университет принимает меры поддержки талантливых студентов. Установлены повышенные стипендии в размере 50 000 рублей в месяц в течение учебного года для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, 30 000 рублей – для победителей и призеров перечневых олимпиад, от 3 000 до 10 000 рублей – для абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ. Существует система скидок на платное обучение. Если абитуриенту не удалось поступить на бюджетное место, но у него высокие баллы по ЕГЭ, то предоставляются скидки на обучение. Это от 5 до 15% за первый год обучения.

С целью повышения конкурентоспособности и востребованности наших выпускников на рынке труда на базе БашГУ проводятся презентации, ярмарки вакансий, деловые игры, ориентированные на установление связей между вузом и работодателями. Ежегодно заключаются более 100 долгосрочных договоров и соглашений с предприятиями Башкортостана о сотрудничестве и организации стажировок и производственных практик.

- Какие проблемы сегодня стоят перед инженерным образованием в Башкортостане?

– Одной из актуальных проблем является тот факт, что инженерное образование требует больших затрат – необходимо постоянно обновлять и совершенствовать материально-техническую базу в соответствии с современными технологиями.

В связи с пандемией появились трудности с прохождением студентами практик на заводах и предприятиях, большинство которых ограничили доступ из-за коронавируса. Но мы оперативно решаем эти проблемы: заключаем новые договоры с производствами, готовыми принять наших студентов, организуем практики на кафедрах университета, привлекаем для работы в качестве преподавателей практиков-инженеров.

- Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, предусматривающий обязательную предзащиту диссертаций в аспирантуре. Доля защит аспирантов сократилась до 18%. Какой этот процент у вас и что делаете для привлечения талантливых молодых людей в науку?

– Ситуация, действительно, критическая. Российская аспирантура сегодня переживает нелегкие времена. У нас в университете процент защит кандидатских диссертаций снизился до 15%. Поэтому изменения, предложенные Президентом в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», очень актуальны.

Одна из проблем – необходимость совмещать работу и обучение, решить которую можно посредством увеличения финансирования аспирантской подготовки за счет государственных ресурсов или привлечения вузами аспирантов к работе над оплачиваемыми проектами.

Молодые кандидаты наук – основной двигатель инноваций и развития нашего вуза, поэтому мы стараемся всячески поддерживать аспирантов. Они получают стипендии Ученого совета университета, принимаются на работу как стажеры-исследователи, участвуют в грантах и получают гранты: Президента, Правительства РФ и Главы Республики Башкортостан.

В нашем университете работают известные ученые по 16 направлениям и 59 научным направленностям, функционируют научные школы, что привлекает абитуриентов из других регионов. В частности, в 2020 году в аспирантуру БашГУ поступили выпускники МГУ, РХТУ имени Менделеева, Нижневартовского, Оренбургского и ряда других российских университетов. Кроме того, поступили магистранты из зарубежных вузов: китайского Чунцинского университета, итальянского Университета Урбино Карло Бо и Западно-Казахстанского госуниверситета имени Утемисова.

- Расскажите о наиболее знаковых разработках БашГУ последних лет. На решение каких задач они направлены и востребованы ли в реальном секторе экономики?

– В результате многолетних исследований разработан экологически безопасный препарат – регулятор роста и развития растений с иммуномоделирующим действием (рифтал – прим. ред.), позволяющий без значительных финансовых затрат эффективно повысить урожайность зерновых культур. Он успешно используется в нашей республике, Татарстане, Челябинской и Оренбургской областях.

Новый метод защиты зданий и конструкций, также разработанный химиками, уже широко применяется в строительной индустрии, дорожном хозяйстве, гидроэнергетике. Универсальный пропиточный состав на минеральной основе «Аквастат» обеспечивает защиту строительных материалов от атмосферных и химических воздействий за счет образования наноразмерного водоотталкивающего покрытия.

Учеными инженерного факультета разработана технология изготовления многофункциональной композиционной керамики, которая применяется предприятиями нефтехимии, нефтепереработки, машиностроения и строительного комплекса. Легковесные теплоизоляционные изделия с высокой прочностью могут быть использованы в гражданском и промышленном строительстве, особенно малоэтажном в сельской местности или в условиях Крайнего Севера.

- Как Вы относитесь к международным рейтингам вузов: их объективности, значимости и роли? Нужен ли нам рейтинг отечественных вузов, куда вошли бы все российские университеты, и на основе каких цифровых показателей он должен функционировать?

– Как известно, в мире более 200 тысяч университетов. Рейтинги университетов являются эффективным инструментом сравнения вузов, позволяющим взглянуть на себя со стороны и увидеть как окружающую конкурентную среду, так и уязвимые направления собственного развития. Однако с точки зрения объективности не существует идеального рейтинга, в полной мере учитывающего все аспекты исторических особенностей развития национальных образовательных систем, культурный контекст, языковые, территориальные особенности.

В мировом пространстве рейтинги становятся ориентиром принятия решений на институциональном и национальном уровнях и оказывают все большее влияние на государственную политику в области науки и высшего образования.

В России уже существует ряд национальных рейтингов. Но отечественные вузы отличаются своей спецификой: к примеру, масштабы деятельности университетов, связанных с нефтегазовой сферой, несопоставимы с результативностью вузов педагогической направленности, и подведение их под одну шкалу априори делает такой рейтинг необъективным. Поэтому при создании национального чарта стоит использовать оценку для каждого типа вуза, либо отдельного вида деятельности вузов (рейтинг качества приема, рейтинг изобретательской активности и др.). Кроме того, следует учитывать региональную специфику и нивелировать «внешние эффекты», особенно в финансово-экономической сфере. Так, московские вузы часто имеют преимущество в рейтингах, связанное не с собственно их деятельностью и результативностью, а с общим уровнем жизни столицы.

Сегодня в состав БашГУ входят 5 институтов, 10 факультетов и 4 филиалы в города Стерлитамак, Сибай, Бирск и Нефтекамск. В общей сложности здесь обучается 27,5 тысяч студентов и аспирантов и 42 регионов России и 39 стран мира.

Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
Когда обеспечиваете кадры для сырьевого суверенитета
Когда обеспечиваете кадры для сырьевого суверенитета

17 мая в редакции «Комсомольской правды» состоялся Круглый стол на тему «Абитуриент-2024: лучшее для лучших». Мероприятие прошло при поддержке Ассоциации «Глобальные университеты». Какие новые интересные предложения готовят абитуриентам вузы, стал ли привлекательным прием на целевое обучение, и как вчерашнему школьнику не ошибиться с выбором будущей профессии, а ректорам вузов выполнить контрольные цифры приема и набрать наиболее способных и подготовленных студентов – об этом шел разговор с ректорами российских университетов. Модераторы: вице-президент НИУ ВШЭ, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина, программный директор Ecumene Club Сергей Рыбаков. Университеты РФ — информационный партнер дискуссии. Участники дискуссии: Дмитрий Вишневский, ректор Донбасского государственного технического университета; Андрей Воронин, и.о. проректора по образованию Университета МИСИС;  Алексей Демидов, ректор СПбГУПТД, вице-президент РСР, председатель Союза ректоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области;  Виктор Кокшаров, ректор УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, председатель Совета ректоров вузов Свердловской области;  Юрий Панов, ректор МГРИ; Дауд Мамий, ректор Адыгейского государственного университета; Павел Марьяндышев, и.о. ректора Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;  Инна Шевченко, ректор ЮФУ. Как «школьный факультет» помогает решать вопросы профориентации и набора, рассказал ректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Юрий Панов: “Наш университет – многонациональный, у нас порядка 15% студентов – иностранцы из более чем 50 стран мира. И советская, и российская геологическая школа считаются одними из самых лучших в мире. Во многих странах руководителями геологических ведомств, крупнейших компаний являются наши выпускники. А те, кто закончил наш экономический факультет, являются богатейшими в ряде стран мира.  Мы говорим о технологическом суверенитете, но забываем, что технологический суверенитет начинается с сырьевого суверенитета, потому что нельзя развивать и электронику, ни атомную промышленность, если мы не имеем запаса суверенного сырья. Специалистов, которые формируют такой суверенитет, и готовит наш университет, все эти 105 лет, не меняя своего основного направления деятельности.  Геологию в школе не преподают, дети о ней не знают, поэтому мы ведем очень активную работу по профориентации. У нас создана уникальная система непрерывного геологического образования. На базе нашего университета действует, так называемый, школьный факультет, который был создан в 1947 году, и продолжает работать сейчас. Это уникальная форма, когда студенты учат школьников, ходят с ними в походы, занимаются практическими занятиями, теоретическими. Большая часть выпускников школьного факультета, поступают в наш университет.  Совершенствуя и развивая эту систему непрерывного геологического образования, в прошлом году в Москве мы создали университетский колледж, который получил имя выдающегося государственного деятеля, бывшего министра геологии СССР, нашего выпускника Евгения Александровича Козловского.”- рассказал в своем выступлении ректор Российского  государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Юрий Петрович Панов. |SLIDER|

17/05/2024

Российские нефтегазовые компании испытывают нехватку персонала
Абитуриентам
Российские нефтегазовые компании испытывают нехватку персонала

По мнению аналитиков и рекрутеров, работающих с нефтегазовой отраслью, в настоящее время отрасль резко ощущает нехватку персонала. Дефицит наблюдается как среди квалифицированного персонала, так и среди рабочих специальностей. Нехватка кадров в нефтегазовой отрасли связана, в первую очередь, с общероссийской проблемой сокращения населения трудоспособного возраста, обусловленной демографическим кризисом 1990-х годов и усугубленного пандемией СOVID-19. В настоящее время также отмечается и высокая конкуренция на рынке занятости со стороны вооруженных сил и оборонной промышленности. Также, согласно оценкам аудиторской и консалтинговой фирмы FinExpertiza, доля работников моложе 30 лет в целом на российском рынке труда в 2022 году упала до 14,9%, что является самым низким показателем с начала 1990 года. По оценкам московской компании Kasatkin Consulting (бывшая команда Deloitte в России) в настоящее время в нефтегазовом секторе России не хватает порядка 40 000 сотрудников. По данным платформы по подбору персонала HH.ru отрасль увеличила количество онлайн-объявлений о вакансиях в первом квартале 2024 года на 24% по сравнению с предыдущим годом. «Нехватка персонала затронула даже богатые отрасли», – комментирует ситуацию Алексей Захаров, основатель и президент рекрутингового портала Superjob.ru, – «При этом нефтегазовый сектор может позволить себе привлекать сотрудников с более высокой зарплатой». По данным Bloomberg, в январе-феврале 2024 г. номинальная месячная заработная плата в нефтегазовой отрасли, составляла в среднем около 125,2 тыс. руб., что заметно выше, чем в среднем по России. Надо отметить, что МГРИ дает возможность получить крайне востребованное образование для нефтегазовой отрасли на различных уровнях обучения: Бакалавриат: Технология бурения нефтяных и газовых скважин Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти и газа Искусственный интеллект и IT-технологии в нефтегазовой сфере Магистратура: Цифровые технологии в разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений Геология, разведка и оценка запасов углеводородных месторождений Энергетические системы и комплексы в нефтегазовом производстве Строительство глубоких нефтяных и газовых скважин в сложных горно-геологических условиях Поиск, разведка и разработка месторождений нефти и газа Разработка месторождений трудноизвлекаемых запасов нефти Вас ждут базовые предприятия нефтегазовой отрасли: ООО"РН-Бурение", ООО "Лукойл-Западная Сибирь", ООО "РН-Юганскнефтегаз", ООО "Геоконтроль+", ООО "Бурсервис", ООО "Башнефть-Добыча", АО "НК "Роснефть" - МЗ "Нефтепродукт", ООО "Газпром ВНИИГАЗ", ООО "Геотэк", ПАО "Сургутнефтегаз", ПАО "Росгеология" и др. Если же у вас остались (или появились) вопросы, то заходите: На сайт приёмной комиссии МГРИ В паблики VK и Telegram «Абитуриенты МГРИ»

16/05/2024

Сотрудники гидрогеологического факультета МГРИ приняли участие в Международной конференции «Безопасность водных ресурсов-2024»
Новости гидрогеологического факультета
Сотрудники гидрогеологического факультета МГРИ приняли участие в Международной конференции «Безопасность водных ресурсов-2024»

Первая Международная конференция «Безопасность водных ресурсов-2024» собрала представителей федеральной и региональной власти, ученых Российской академии наук и ведущих вузов страны, российских и зарубежных экспертов, крупных недропользователей и ресурсоснабжающие организации. На протяжении трех дней в рамках конференции работали десять круглых столов, темы которых охватили весь спектр водохозяйственных проблем, актуальных не только для российских регионов, но и многих стран мира.  Важность конференции отметил Губернатор Виталий Хоценко, приветствуя участников форума. «Омская область - один из центров Обь-Иртышского бассейна. По нашей территории протекает более 4 тысяч рек различной длины и водности, насчитывается около 16 тысяч озер, а главная водная артерия региона – река Иртыш – обеспечивает около 90% потребностей региона в водных ресурсах. И наша стратегическая задача - сохранить оптимальный уровень воды в реке и улучшить ее качество. Сегодня, когда север нашей области борется с наводнением, проблема стоит как никогда остро. Как подчеркивают эксперты, риск наводнений будет сохраняться и в будущем. Поэтому сейчас разрабатываем принципиально новые подходы к защите наших жителей и объектов экономики от таких наводнений. Пересмотр организации системы гидротехнических сооружений, обновление технологий водоподготовки и очистки воды - ключевые темы конференции. Уверен, что решения, которые будут приняты по итогам конференции, послужат сохранению наших водных ресурсов и улучшению их качества», - отметил Губернатор Виталий Хоценко. На конференции всесторонне рассматривались все аспекты, касающиеся безопасности водных ресурсов. Заведующий кафедрой гидрогеологии им.В.М.Швеца (МГРИ) Белов Константин Владимирович выступил модератором круглого стола «Освоение подземного пространства. Негативное влияние подземных вод при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений», а заведующая кафедрой строительства систем и сооружений водоснабжения и водоотведения (МГРИ) Гогина Елена Сергеевна модерировала круглый стол «Современные технологии водосбережения и водоподготовки, основные аспекты уменьшения негативного воздействия на водные объекты и доведение качества воды до требуемых нормативов». Инициатором проведения Международной конференции выступило Правительство Омской области при поддержке Водного центра Санкт-Петербургского государственного университета.

15/05/2024