+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    
   +7 (495) 255-15-10     доп. 2580

Наши аспиранты – кто они?

21.01.2022

21 января в России отмечается День аспиранта.
На данный момент в МГРИ обучается 28 аспирантов, 17 из которых – представители таких стран, как Азербайджан, Алжир, Ангола, Беларусь, Вьетнам, Китай, Куба, Сирия, Таджикистан, Туркменистан. 
В честь праздника мы хотим вас познакомить с нашими аспирантами. 


Рустам Мамедов

Мамедов Рустам Ахмедович.jpg

«История с моим поступлением в аспирантуру может занять несколько страниц, но если вкратце, после окончания школы перед многими выпускниками встает вопрос: Что дальше? Кем быть? Какую профессию выбрать? Я четко знал куда я пойду. Я родился в небольшом промысловом городе на Западе Туркменистана – в г. Балканабат (изнач. название «Небитдаг», что в переводе с туркменского означает «Нефтянная гора»). Символом города считается архитектурный комплекс «Первопроходцы», изображающий тяжелый путь, проделанный через пустыню геологами, открывшими нефтяное месторождение, давшее начало городу. Значительная часть жителей города – работники нефтегазодобывающей отрасли. И мой отец – не исключение. С юных лет мне было любопытно, как добывают углеводороды из пластов и как все это работает. Лишь позже я узнал, что нефтегазовая отрасль включает в себя ряд секторов, начиная от геологоразведочной и заканчивая сложными методами переработки нефти и доставки к конечному потребителю. Прежде всего, мне стало любопытно, как углеводороды откладываются глубоко в недрах и как они возникают. Как я понял позже, всеми этими вопросами занимаются геологи. 

Поэтому, когда я окончил среднюю школу в моем родном городе Балканабат, поступление в Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе стало моей целью. У меня были небольшие шансы.  Более того, все учителя уверяли меня, что я не смогу сдать вступительные экзамены на поступление в один из самых почётных и известных вузов России и СНГ. К тому же, из-за моих финансовых ограничений мне нужно было только подавать документы на бюджетную форму обучения, в противном случае, мне ничего не оставалось, как вернуться домой, не осуществив мою мечту.

Приехав в Москву в одиночку, я усердно готовился к вступительным экзаменам, полный решимости в достижении своей цели. Мои усердия не прошли даром. Когда наконец-таки был оглашен список поступивших, и я оказался среди них, я не поверил своим глазам. Я получил возможность стать геологом!  Таким образом, поступив во МГРИ, я понял, что независимо от того, что о вас думают другие люди, в том числе ваши учителя, никогда нельзя прекращать следовать своей мечте. Надо сказать, что я был единственным из своего класса, кому удалось добиться успеха и поступить в университет.

Первый год академической жизни в университете был посвящен общеобразовательным дисциплинам, поэтому он не был таким занимательным, как мне казалось вначале. Постепенно я начал терять интерес. Но позже, с более глубоким вовлечением в геологические науки, процесс обучения стал захватывающим. Эта наука увлекла меня, расширила мои горизонты, изменила моё понимание, развила моё воображение и открыла новые навыки. Вскоре все мои мысли были поглощены геологической наукой.  

На третьем курсе мы изучали более конкретные науки, такие как нефтегазовая геология. Во время учебы я столкнулся со многими проблемами нефтегазовой геологии, которые все еще оставались нерешенными. В частности, этот вопрос, который до сих пор не ясен – как произошли углеводороды? Есть две основные теории на этот счёт, и дискуссии, исследования в поддержку каждой из них все еще продолжаются.
На основании 5-летнего опыта я понял, что мне суждено пройти трудный путь геолога-нефтяника, и я полон сил, чтобы продолжить изучение этой увлекательной науки.

Для дальнейшего углубленного изучения и исследования проблемы образования углеводородов после окончания университета я решил продолжить обучение в аспирантуре. В 2018 году, когда я сдавал вступительные экзамены в аспирантуру, мне буквально не хватало одного балла для успешного зачисления. Однако и тут судьба оказалась благосклонна ко мне: по условиям конкурса, учитывались также любые внеучебные достижения. В студенческие годы я принимал активное участие и занимал призовые места в различных инженерных чемпионатах, проводимых международными нефтяными компаниями. Тогда я даже представить себе не мог, что участие в подобных мероприятиях поможет мне в будущем развитии, а именно, поспособствует в получении проходного балла для зачисления в аспирантуру.

Процесс обучения в аспирантуре по сравнению с обучением студентов имеет свою специфику. Это обусловлено тем, что в рамках аспирантуры осуществляется подготовка кадров высшей квалификации – научно-педагогических. После поступления в аспирантуру мне предложили работу на кафедре «Геологии и разведки месторождений углеводородов» на должность заведующего лабораторией. С этого момента я понял, что на меня легла большая ответственность, и подвести своих коллег и руководителя я не имею права.

Очень примечательно, что руководство вуза дает возможность выпускникам реализовать свой потенциал в стенах родного университета. Лучше не придумаешь: продолжать научную деятельность, развивать свои знания в области геологии, заниматься преподавательской деятельностью, а также участвовать в выполнении геологических отчетов по государственным заданиям – и всё в стенах альма-матер. Пользуясь случаем, в своем рассказе хотел бы выразить благодарность своему учителю и наставнику – заведующему кафедрой геологии и разведки месторождений углеводородов, профессору Вагифу Юнусовичу Керимову, за возможность пройти не простую, но очень занимательную школу жизни, а также всем коллегам, которые поддерживают и помогают в непростых ситуациях. 

Главной обязанностью аспиранта, после сдачи кандидатских экзаменов, является написание диссертации. И на сегодняшний день передо мной стоит непростая задача – защитить кандидатскую работу. Будучи на 5 курсе, я работал в нефтегазовом производстве и думал, что мечта осуществилась. Но сейчас, занимаясь преподавательской и научной деятельностью, я понимаю, что это – моё призвание! В последнее время меня спрашивают, чем я буду заниматься после обучения в аспирантуре?  Полагаю, что и дальше буду заниматься научной деятельностью. Науку я не оставлю. Она продлевает жизнь человека. После окончания аспирантуры и защиты диссертации, хотелось бы и дальше развиваться в родном Геологоразведочном!

Хотелось бы оставить пожелания студентам, обучающимся на начальных курсах, и выпускникам, которые планируют связать свою жизнь с наукой. Первое и самое главное правило – это трудолюбие. Особое внимание всегда обращается на успеваемость студента – более высокие показатели успеваемости всегда являются положительным фактором и способствуют поступлению. Нужно стараться как можно больше читать литературы по интересующей тематике, посещать лекции признанных специалистов, участвовать в научных мероприятиях. Без отслеживания актуальной практики – тоже никуда».

Анастасия Сырчина

Сырчина.jpeg

«Что такое аспирантура? Для одного – это следующая ступень образования, для другого – возможность реализовать себя, для третьего – возможность попробовать себя в чем-то новом, и так можно продолжать до бесконечности.

Когда я поступала в геологоразведочный, а это был уже далекий 2012 год, даже не задумывалась о том, что решу связать свою жизнью с наукой и университетом в целом. Но потом, все закружилось, завертелось, прошло шесть лет, и, как логичное окончание этой работы возникла мысль, почему бы не попробовать себя на научном поприще, почему не продолжить заниматься тем, чем я занималась на протяжении уже нескольких лет: исследованием возникновений вибраций и их распространением по колонне бурильных труб. Данному вопросу уже были посвящены предыдущие выпускные квалификационные работы.

С выбором вуза для продолжения обучения в аспирантуре вопросов не стояло, несмотря на то, что мы находимся в Москве, очень малое количество университетов реализует данное направление подготовки. Но самое главное, за прошедшие 6 лет кафедра современных технологий бурения скважин МГРИ – стала настоящим вторым домом, покидать который уже не хотелось, поэтому выбор был очевиден.

Тематика работы уже сама диктовала направление, которое было выбрано для поступления, однако пришлось уйти в несколько смежное направление, отличное от предыдущих образований и на протяжении 4 лет новой любимой специальностью стала «Технология и техника геологоразведочных работ». Она оказалась одновременно близкой и несоизмеримо далекой от предыдущего направления «Нефтегазовое дело», но именно этот парадокс и сделал ее такой любимой, потому что данная специальность охватывает гораздо больший объем буровых работ.

За 4 года (летом предстоит защита научно-квалификационной работы) я попробовала себя в разных вопросах своей специальности: коррозионная стойкость обсадных и бурильных труб, цементирование поглощающих горизонтов тампонажными смесями низкой плотности, механизмы возникновения прихватов бурового инструмента.

Не бойтесь пробовать себя в чем-то новом, каждый выбор, сделанный вами, в конце концов, приведет вас к поставленной цели, даже, если он будет тернист и запутан».



Диана Кудрявцева

Кудрявцева.jpeg

«С тревожной ностальгией вспоминаю как 10 лет назад, в 2012 году, окончив школу с отличием, я подавала документы в разные вузы и на разные направления подготовки. Мой выбор остановился на МГРИ, этому есть много объяснений, в том числе важность и статность будущей профессии, уровень будущей заработной платы, а еще работа приёмной комиссии, сотрудники которой с радостью встречали, были отзывчивыми и давали понять, что ты им нужен.
 
После поступления началась новая страничка жизненного пути, тот период, когда ты отрываешься из родительского гнезда, начинаешь сам принимать абсолютно все решения, жить самостоятельно. Да, возможно это не так просто, но когда тебя окружают твои одногруппники, друзья, то это время проходит очень весело и ярко.

В стенах МГРИ я получила диплом о высшем образовании, теоретические знания, являющиеся основой выбранной мною профессии, а также удивительную практическую подготовку и опыт в условиях крайнего Севера. Там я увидела вживую как выглядит настоящая буровая установка, прочувствовала дух вахтового метода работы, сломала стереотипы сотрудников старшего поколения о том, что это только мужская работа.

Продолжив обучение по направлению подготовки «Нефтегазовое дело», работая уже с научным подходом к увиденным процессам, изученным техническим и технологическим характеристикам оборудования, я решила не останавливаться на достигнутом после получения квалификации магистра.

В процессе обучения в магистратуре меня приняли на работу на свою уже родную кафедру современных технологий бурения скважин на должность заведующего лабораторий, где и началась моя научная деятельность, где под покровительством и наставничеством моего научного руководителя – профессора Николая Владимировича Соловьева – был создан совершенно новый и уникальный проект бурового раствора.

На данный момент я являюсь аспиранткой 4 курса по направлению подготовки «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых», летом мой нормативный срок обучения подходит к концу, но это не значит, что научная работа на этом прекратится. Впереди еще много побед и получение новых званий и квалификаций».



Ольга Владимирцева

Владимирцева Ольга Владимировна.jpg

«С детства я всегда знала, что буду геологом, так как вся моя семья – геологи, и у нас с сестрой, например, вместо раскрасок были геологические карты с бабушкиной работы. Я и не знала, что есть другие профессии. Конечно же, как и у всех, в 5-6 лет у меня мелькали мысли стать лесником, ветеринаром, дальнобойщиком или дворником. Но в 7 классе родители привели меня на Школьный факультет МГРИ. Там кружководы-студенты МГРИ рассказывали про профессию геолога, а на каникулах мы всем кружком отправлялись в поездку на какое-нибудь месторождение за диковинными образцами минералов.

Когда после школы настало время поступать в вуз, я подала документы только в одно место: геологоразведочный факультет МГРИ.

Учеба в университете давалась достаточно легко благодаря прекрасным преподавателям, стремящимся не просто дать материал, а воспитать достойную смену в отрасли. Свободное время оставалось, и его я посвящала Школьному факультету – организации, которая во многом сформировала и характер, и миропонимание. В конце второго курса я стала деканом Школьного факультета. Это был незабываемый опыт: и Зимники в Загорске, и увлекательные поездки, и организация Всероссийской открытой геологической олимпиады «Земля и Человек». Часть школьников из моего с одногруппниками кружка, к слову, тоже решили связать свою жизнь с геологией, некоторые даже поступили в МГРИ.

МГРИ я окончила в 2017 году с красным дипломом. Деканат ГРФ и кафедра геологии месторождений полезных ископаемых предложили мне попробовать поступить в аспирантуру. Я сдала экзамены и уехала в поле на Приполярный Урал. В августе выяснилось, что экзамены я сдала хорошо и в аспирантуру поступила. В полевом лагере в ту ночь был праздник. 

Моя диссертация посвящена золотым россыпям Якутии, где я работала последние несколько лет. Обучение в аспирантуре было весьма интересным временем, в первую очередь, за счёт общения с выдающимися специалистами и учёными. 
Из-за эпидемии коронавируса защита моей диссертации неоднократно переносилась, и в итоге состоялась только в феврале 2021 года. Пройдя путь обучения в аспирантуре и став полноправным членом научного сообщества, я продолжаю изучать россыпи золота Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, превратив свой научный интерес в самую настоящую работу геолога. В ближайшие годы хотела бы сконцентрироваться на исследовании факторов россыпеобразования с последующим прогнозированием как рудных, так и россыпных объектов».

 

В МГРИ прошел "Выпускной 2025"!
В МГРИ прошел "Выпускной 2025"!

1 июля в Российском государственном геологоразведочном университете им. Серго Орджоникидзе прошёл торжественный выпускной — яркое и волнительное событие, ставшее важной вехой в жизни наших выпускников. Позади годы напряжённой учёбы, практики и научных работ. Впереди — новый путь, полный возможностей, достижений и профессиональных побед. В 2025 году МГРИ выпустил более 400 дипломированных специалистов, среди которых выпускники 23 стран. Сегодня на сцене актового зала университета были отмечены достижения выпускников за время их учебы – вручены дипломы о высшем образовании студентам, завершившим обучение со средним баллом 5.0, Благодарственные письма за развитие международного сотрудничества в образовательной сфере МГРИ, а также дипломы и подарки от гостей и партнеров. Выпускников поздравили и наградили: руководитель Аппарата Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Панова Елена Васильевна, советник Генерального директора Акционерного общества «Росгеология» Александр Петрович Афанасенков, депутат Московской городской Думы Екатерина Андреевна Раззакова,  первый заместитель генерального директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени Александра Петровича Карпинского» Максим Александрович Ткаченко, заместитель начальника Управления государственного мониторинга состояния недр ФГБУ «Гидроспецгеология» Красников Руслан Владимирович, генеральный директор по регулированию сферы обращения с ОПВК Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный экологический оператор» Наталья Юрьевна Кривенко, первый вице-президент Российского геологического общества Евгений Гатович Фаррахов, исполняющий обязанности генерального директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов» Иванов Анатолий Иннокентьевич, ученый секретарь Государственного геологического музея имени Владимира Ивановича Вернадского Исхак Фархутдиов. На торжественном мероприятии были также отмечены и заведующие кафедрами МГРИ – за преданность делу, профессионализм, качественную подготовку специалистов и неоценимый вклад в формирование будущих лидеров отрасли они получили Дипломы Российского геологического общества. С теплыми словами к выпускникам обратился ректор МГРИ Юрий Петрович Панов: «Сегодня МГРИ выпускает новых специалистов в отрасль. Это всегда радостно, но это немножко и грустно. Но грусть сглаживается тем, что много ребят, которые, закончив закончив бакалавриат, идут дальше продолжать учение. Я надеюсь, мы снова увидимся, будет еще один выпуск, и мы сможем еще раз пожать друг другу руки. Сегодня мы выпускаем ребят, которые впишут 107-ю страницу в летопись нашего замечательного университета. Именно им нужно будет реализовывать стратегию развития минерально-сырьевого комплекса нашей страны до 2050 года. В ней поставлены большие амбициозные задачи, и работы хватит всем. У вас большие перспективы – трудоустройства, заработной платы и карьерного роста. Перед вами открыты многие дороги, и я надеюсь, что вы пройдете их достойно». Также с напутственным словом от имени Депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, председателя комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Председателя Попечительского Совета МГРИ Дмитрия Николаевича Кобылкина, выступила Елена Васильевна Панова, Руководитель аппарата комитета Государственной Думы:  «У вас сегодня очень запоминающийся и торжественный момент, который вы запомните навсегда. В те непростые минуты, когда придется принимать какие-то решения или покажется, что закончились силы, вспоминайте этот момент. С одной стороны, вы уже закончили обучение, с другой – получили набор знаний и такую огромную семью, которая состоит из 23 стран.  Пусть у вас все получится, все, о чем вы мечтаете! Пусть все цели ваши были достигаемы,  и чтобы вас всегда поддерживали ваши близкие, как бы сложно ни было и какое бы решение вы не приняли. Я желаю вам удачи, будьте счастливы, пусть вам во всем повезет». За более 100 лет существования МГРИ выпустил более 35 000 специалистов, внёсших значительный вклад в развитие Геологоразведочной отрасли и Горного дела России.  Мы гордимся каждым выпускником! Удачи на пути к новым вершинам – геологи, инженеры, экологи, гидрогеологи, геофизики, геодезисты и все, кто выбрал путь, меняющий мир! Больше фотографий здесь |SLIDER|

02/07/2025

Кафедра горно-технологических систем и энергетических комплексов МГРИ теперь носит имя доктора технических наук и почётного разведчика недр Николая  Васильевича Тихонова!
Кафедра горно-технологических систем и энергетических комплексов МГРИ теперь носит имя доктора технических наук и почётного разведчика недр Николая Васильевича Тихонова!

26 июня в МГРИ прошло заседание Ученого совета университета, на котором было принято несколько важных решений.  Одно из них - присвоить кафедре горно-технологических систем и энергетических комплексов Факультета технологии разведки и разработки МГРИ имя Николая Васильевича Тихонова. Тихонов Н.В. - д.т.н., почётный разведчик недр. Окончил Скопинский техникум горного машиностроения в 1938-м году. Прошёл трудовой путь от техника-конструктора до главного механика завода. Поступил в Ленинградский Горный институт, закончить который помешала Великая Отечественная война. В годы войны работал в объединении "Москвауголь". В 1945-м году экстерном заканчивает Московский горный институт и в 1947-м году под руководством профессора А.О. Спиваковского защищает кандидатскую диссертацию по направлению "Горнотранспортные машины". После работы в научно-исследовательском горно-рудном институте свинца (НИГРИС) в 1955-м году Н.В. Тихонов переходит на работу в МГРИ, где вскоре и создает кафедру комплексной механизации и автоматизации геологоразведочных работ, которой и руководил до выхода на пенсию в 1985 году. Н.В. Тихоновым опубликовано более 150 научных работ, в том числе 15 учебников и монографий по направлениям горная механика и рудничный транспорт. Он автор 35 изобретений. Под руководством профессора Тихонова защищено 20 кандидатских и 4 докторских диссертаций. Долгие годы он был членом ВАК, экспертных и диссертационных советов.  По инициативе директора Университетского колледжа МГРИ имени Е.А.  Козловского Н.В. Старикова в МГРИ появится новое подразделение – социальный отдел в составе Университетского колледжа. Также на ученом совете рассматривался вопрос выдвижения кандидатур председателей Государственных экзаменационных комиссий на 2026 год по образовательным программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), направлениям подготовки аспирантуры и образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемым в СГИ МГРИ. По итогам заседания Совет утвердил их представление в Министерстве науки и высшего образования РФ. Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации 459/нк от 02.06.2025 сотрудники МГРИ получили ученое звание доцента: Профессору кафедры геотехнологических способов и физических процессов горного производства, доктору, технических наук, Вильмису Александру Леонидовичу, присвоено ученое звание доцента по научной специальности 2.8.8. «Геотехнология, горные машины».  Доценту кафедры геологии и разведки месторождений углеводородов, кандидату геолого-минералогических наук, Потемкину Григорию Николаевичу, присвоено ученое звание доцента по научной специальности 1.6.11. «Геология, поиски, разведка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Доценту кафедры экологии и природопользования, кандидату геолого-минералогических наук, Рукавицыну Вадиму Вячеславовичу, присвоено ученое звание доцента по научной специальности 1.6.21. «Геоэкология». На ученом совете Вильмису А.Л., Потемкину Г.Н. и Рукавицыну В.В. были вручены почетные дипломы доцентов. Гордимся нашими сотрудниками и благодарим их за вклад в развитие науки!

27/06/2025

Официальный набор на Школьный Факультет МГРИ 2025/2026 открыт!
Официальный набор на Школьный Факультет МГРИ 2025/2026 открыт!

ВНИМАНИЕ, школьники 6-11 классов и их родители! Школьный Факультет (ШФ) Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) – старейшая в России школа юных геологов (с 1947 года!) – объявляет о старте набора на новый учебный год!  Кого мы ждем? Учеников 6-11 классов, увлеченных загадками нашей планеты!  Если тебе интересно: Как устроена Земля под нашими ногами? (Общая геология)  Что скрывают в себе разноцветные камни? (Минералогия) Как выглядят следы древних животных и растений?(Палеонтология) И ты мечтаешь найти свой первый аммонит – тогда тебе точно к нам!  Что тебя ждет на ШФ МГРИ? • Бесплатные очные занятия Главном корпусе МГРИ (ул. Миклухо-Маклая, д. 23). При наличии иногородних школьников, планируются дистанционные занятия! • Практика, практика и еще раз практика! Работа с уникальными геологическими коллекциями МГРИ, настоящими минералами, горными породами и окаменелостями со всего мира. • Посещение уникальных геологических музеев: Рудный музей ЦНИГРИ, ИГЕМ и ВИМСа • Настоящая полевая геология! Обязательные весенние полевые выходы (экскурсии) в Подмосковье, где ты сможешь сам найти образцы и применить знания. • Лекции и практикумы от преподавателей, аспирантов и студентов МГРИ – действующих геологов с экспедиционным опытом. • Дорога в профессию: Лучшая профориентация для будущих геологов, разведчиков недр, палеонтологов! Многие выпускники ШФ становятся студентами МГРИ. • Команда единомышленников: Теплая атмосфера и новые друзья, с которыми интересно исследовать мир! СРОКИ НАБОРА И СТАРТ ЗАНЯТИЙ: • Запись открыта! Официальный набор пройдет 4 ОКТЯБРЯ 2025 года в главном здании МГРИ. Также запись будет проходить в течение года. • Занятия начнутся в ОКТЯБРЕ 2025 года (после формирования кружков). КАК ЗАПИСАТЬСЯ? ЗАПОЛНИТЬ ОФИЦИАЛЬНУЮ GOOGLE-ФОРМУ РЕГИСТРАЦИИ: https://forms.yandex.ru/u/6836db06d046888a9c629e6d/ Актуальная ссылка на форму регистрации всегда размещается в официальной группе ВК: vk.com/shf_rggru ВАЖНО: • Просто вступить в группу ВК – НЕДОСТАТОЧНО для записи! Необходимо заполнить форму регистрации. • Заполните все поля формы внимательно. • Подтверждение записи Вы можете получить не сразу после регистрации. Так же есть информационные группы Школьного факультета:  • Telegram: https://t.me/+Ot6YjJd0Wk4wZTJi • WhatsApp https://chat.whatsapp.com/Gj9lWdDOqH2CO0Dan6mjnF Не упусти уникальный шанс БЕСПЛАТНО: • Получить знания от ведущего геологического вуза! • Прикоснуться к настоящей науке и коллекциям! • Понять, твое ли это призвание! • Отправиться на полевые приключения! • Стать частью команды юных геологов МГРИ! Самые актуальные новости ШФ МГРИ: В группе ВКонтакте: vk.com/shf_rggru В тг-канале: https://t.me/shefeshka Ждем будущих первооткрывателей недр на Школьном Факультете МГРИ! До встречи в октябре в стенах университета! 

27/06/2025