+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    
   +7 (495) 255-15-10     доп. 2580

Интервью ректора Ульяновского государственного университета

10.01.2022

Ректор Ульяновского государственного: задача вуза – решение проблем региона


Ульяновский государственный университет (УлГУ) начал свою историю в 1988 году с высокой планки филиала Московского государственного университета. В 1995 году самый молодой вуз Ульяновска получил самостоятельность, а в 2017-м стал опорным вузом и центром инновационного, технологического и социального развития своего региона. Масштабным задачам соответствует современная система управления. В УлГУ по всем основным направлениям деятельности реализуется международная система менеджмента качества (стандарт ISO 9001:2015), этим могут похвастаться лишь немногие вузы в России.

Ректор университета, доктор физико-математических наук, профессор Борис Костишко рассказал в своём интервью «Форпосту» об университетском духе, непрерывном образовании и инновационном подходе к выстраиванию системы индивидуальных образовательных траекторий.

- Борис Михайлович, в рейтинге регионов по научно-техническому развитию (РИАрейтинг) Ульяновская область в 2020 году стоит на 8-м месте. Достойный результат, но есть ли у УлГУ амбиции поспособствовать тому, чтобы регион поднялся ещё выше? Как можно добиться этого?

- Недавно мы стали победителями конкурса федеральной программы «Приоритет-2030», а также приняли новую Программу развития вуза. Наша программа фактически предполагает трансформацию университета. Мы понимаем, что у Ульяновской области накопилось много проблем, это отражается и на вузе. Сказываются пандемия, кризисы, международная ситуация. Программа УлГУ «развязывает» узловые точки, и, если мы ее реализуем, то справимся с некоторыми региональными проблемами, возможно, уже в ближайшие пять лет.

Ульяновск
© УлГУ

- Ваш вуз создавался как филиал Московского государственного университета. Уже четверть века развиваетесь самостоятельно. Сохраняются ли научные и образовательные связи с бывшей головной организацией?

- В УлГУ до сих пор сохранился дух МГУ. В чем он заключается? В отношениях между людьми, свободе, внутриуниверситетской демократии. В древности университеты возникали как автономные организации, у них даже был свой суд. УлГУ эту автономию сохраняет. Своего суда у нас, конечно, нет, но свободы достаточно много. Когда университет создавался, каждый ученый, который сюда приезжал, привозил своё научное направление, привносил собственное мировоззрение.

- В составе университета работают несколько подразделений среднего профессионального образования. Сегодня популярность этого сегмента растёт, он находится в процессе реформирования. Каким должно быть СПО завтрашнего дня?

- Оно должно быть частью системы непрерывного образования, площадкой получения опыта и практики перед поступлением в вуз. Очевидно, что выпускники средних специальных учебных заведений приходят в университет более подготовленными, нежели вчерашние школьники. Именно как звено непрерывного обучения мы рассматриваем наши ссузы – выпускники колледжа «СОКОЛ» при УлГУ поступают в вуз на экономические и юридические специальности, выпускники музыкального училища – на факультет культуры и искусства, воспитанники медколледжа – на медфак.

медики УлГУ
© УлГУ

- Вернёмся к региональным рейтингам. Ульяновская область по доступности аренды жилья занимает 69 место в России. Только 31,5% молодых семей региона могут позволить себе съёмную квартиру. Недостаточный уровень доходов осложняет решение задачи удержания талантливой молодёжи в области. Что можете противопоставить этому объективному негативному фактору?

- Здесь два фактора. Первый и главный: регион должен быть привлекательным. Пока, увы, Ульяновская область в плане построения карьеры и прочим перспективам проигрывает соседям – Самарской области, Татарстану. Второй фактор: университеты тоже должны становиться лучше. В Ульяновской области достойные вузы, образовательная система региона сбалансирована. По некоторым направлениям мы пересекаемся, это нормальная конкурентная борьба. Но университеты должны предлагать абитуриентам еще больше, доказать, что мы лучше тех, что считаются «более престижными». Мы должны дать молодежи возможность получать конкурентное образование в регионе с перспективой дальнейшего трудоустройства и получения социальных гарантий. Эту задачу будем решать в рамках реализации программы «Приоритет 2030».

- В конкурсе «Студент года» Арина Трескова из УлГУ заняла первое место в номинации «Председатель совета обучающихся». Это высокая оценка роли студенческого самоуправления в жизни университета. Какие ноу-хау в этой области можете порекомендовать другим вузам?

- Наша главная идея – предоставление студенту свободы выбора при построении своей траектории образования. Гибкими образовательными траекториями занимаются многие университеты, но наша концепция немного иная.

Представьте: вы поступили в университет. К этому моменту у нас уже собрана о вас некая информация – «цифровой след абитуриента», ваше «портфолио» (например, сведения о том, «физик» вы или «лирик»). Мы проводим ваше психофизиологическое тестирование – определяем, кто вы: лидер или нет, насколько устойчивы как личность и так далее. Это цифровой портрет студента, и он постоянно меняется – исходя из того, как вы сдали экзамены, в каких активностях участвовали, а от каких отказались, о чем пишете в социальных сетях…

Одновременно с этим работодатели предоставляют нам портрет эталонного выпускника – тоже по набору параметров. В зависимости от всего этого мы предлагаем вам соответствующие курсы.

Конечно, последнее слово за студентом. Если он хочет развить в себе что-то, по его мнению, недостающее, он может перейти на другую траекторию, и его портрет изменится.

Создание цифровых портретов и организация образовательных траекторий в принципе невозможны в ручном режиме, без использования новых технологий. Прежде всего, больших данных и искусственного интеллекта. Вся жизнь университета, все процессы управления за эти годы должны перейти на открытую цифровую платформу, которую мы будем постоянно совершенствовать и перенастраивать.

выпускники УлГУ
© УлГУ

- Какие планы УлГУ связывает с участием в консорциуме «Недра»?

- Это сотрудничество в первую очередь открывает перед нами большие перспективы в научной и инновационной сфере. Приоритетные направления исследований в УлГУ - фотоника, ядерная медицина, умное производство и робототехника. Мы получили большие заказы по 218-му и 220-му постановлениям Правительства РФ [о правилах предоставления субсидий на развитие кооперации вузов с научными учреждениями и предприятиями для создания высокотехнологичных производств (№218) и о привлечении ведущих учёных в российские вузы и научные организации (№220)]. Имеем ряд публикаций, в том числе статей в очень уважаемых журналах (в частности, Nature). Реализуем различные проекты – например, делали роботов для Курчатовского института, Росатома, сотрудничаем с НИИАРом [Научно-исследовательский институт атомных реакторов], компанией «Сосны», Институтом радиационного материаловедения. Работаем с отходами – сегодня это чрезвычайно перспективное направление. Привлекаем ведущих ученых мира. В течение трех лет к нам приезжали коллеги из Бельгии, работающие в области нанофотоники, вместе мы создали пять лабораторий.

Уверен, сотрудничество в рамках консорциума расширит наши контакты с коллегами и направления исследований.


Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
Студенты МГРИ заняли первые места на XIX Всероссийских студенческих олимпиадах по комплексу фундаментальных геологических наук и прикладной геологии!
Студенты МГРИ заняли первые места на XIX Всероссийских студенческих олимпиадах по комплексу фундаментальных геологических наук и прикладной геологии!

Очный этап собрал в городе Томск 176 представителей из 28 вузов России.  В течение нескольких дней наши финалисты отвечали на теоретические вопросы и выполняли практические задания по четырем направлениям: 1️ Геологическая олимпиада (комплекс фундаментальных геологических наук). 2️ Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания. 3️ Экология и защита окружающей среды. 4️ Землеустройство и кадастры. По итогам XIX Всероссийских студенческих олимпиад награждены: диплом I степени в индивидуальном первенстве по направлению “Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания” Рудаков Егор Олегович, гидрогеологический факультет, 3 курс, группа РГК-22-1; диплом III степени в индивидуальном первенстве по направлению “Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания” Лукин Даниил Сергеевич, гидрогеологический факультет, 3 курс, группа РГК-22-2; диплом I степени в командном первенстве по направлению “Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания” команда гидрогеологического факультета в составе: - Рудаков Егор Олегович,  - Лукин Даниил Сергеевич, - Мухина Полина Игоревна, - Бушманова Юлия Дмитриевна. Также студенты посетили обзорную экскурсию по г. Томск, увидели особняк Хомича, вдохновивший А. Волкова написать сказку об Изумрудном городе, гротескную фигуру писателя А.П. Чехова на набережной реки Томь и место, откуда начался город Томск - Воскресенскую гору. Мы поздравляем победителей с призовыми местами и желаем всем участникам XIX Всероссийских студенческих дальнейших достижений и научных открытий! 

02/12/2024

Участники «Зелёного Зачёта» оценили перспективы экопрофессий
Участники «Зелёного Зачёта» оценили перспективы экопрофессий

25 ноября, в Минприроды России в рамках традиционной встречи участников «Зелёного Зачёта» состоялся открытый диалог между старшеклассниками, студентами и представителями власти и научного сообщества в сфере экологии и природопользования.      В ходе встречи участники задали вопросы о преимуществах обучения по экологическим специальностям. Все эксперты были единодушны: эколог — профессия настоящего и будущего.      «За последний год число вакансий экологов увеличилось на 23% по сравнению с прошлым годом. Более 370 университетов готовят специалистов данных направлений. Востребованность специалистов отрасли будет только расти», — отметил Первый заместитель председателя комитета Госдумы Александр Мажуга.      «Экология проникла во все сферы деятельности. Потребность в специалистах — колоссальная, поэтому сегодня необходимо усилить профориентационную работу, чтобы волонтеры, добровольцы понимали, что эта деятельность может стать профессией», — считает ректор Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе Юрий Панов.      За первую неделю тестирования «Зеленый Зачет» сдали более 24 тысяч человек    «Интерес молодежи к экопрофессиям растет, как и число желающих получить образование. Тем более, что направление универсальное, на стыке различных наук»,  — отметил Юрий Панов, ректор МГРИ.   Участниками встречи в Минприроды России стали более 150 студентов МГРИ, РХТУ, РУДН.    Участие в мероприятии также приняли: Георгий Арапов (Комитет Госдумы по экологии), Максим Евдокимов (АСИ), Яна Попова («Комсомольская правда»).      Напомним, что Всероссийское экологическое тестирование «Зелёный Зачёт» проходит второй год подряд. Пройти первый этап тестирования можно до 15 декабря. |SLIDER|

27/11/2024

Умей отстоять свою позицию грамотно!
Умей отстоять свою позицию грамотно!

Кто точно умеет, так это: Команда РУДН "Gran Rhetores" заняла 1 место  Команда ФУ при Правительстве РФ "Финашка" заняла 2 место. Команда РАНХиГС "ДВ-СИБ" Среди команд "юниоров": Команда Томского политехнического техникума "Трансформеры"  Команда Томского политехнического техникума "ТПТшечки" Команда Университетского колледжа "Отвага" Именно они стали победителями Межрегионального конкурса ораторского мастерства "Умей отстоять свою позицию грамотно!", приуроченного к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, который проходил в МГРИ 21 ноября при поддержке  ГБУ г. Москвы "Городского центра профессионального и карьерного развития" и Московских студенческих парламентских клубов. Мы также не можем не отметить команду "Юрмяс" Университетского колледжа им. Е. А. Козловского  (в составе Мягкого Владислава и Юрского Егора)  которая вошла в состав финалистов. В конкурсе приняли участие 20 команд из разных ВУЗов и колледжей  Москвы и регионов, среди которых были представители Финансового Университета при Правительстве РФ, РУДН, МГРИ, РАНХиГС, Томского политехнического техникума, Университетский колледж МГРИ им. Е. А. Козловского. Судьями и экспертами мероприятия стали многократные победители дебатных турниров, многократные участники чемпионского пояса "Дебат-нокаут", руководители проекта " Школы дебатов" Матюнина Д. Г., Сатитдинов П.Р., Хлучина Д. С. Представителями экспертов от МГРИ выступили многократные участники дебатных игр, зам. председателя ОППО МГРИ Башкатов Р. М. и Рыков Д. А. Поздравляем победителей Конкурса и всех участников! |SLIDER|

22/11/2024