+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    

16 магистров вузов Консорциума "Недра" направлены на обучение по программе тройного магистерского диплома за счет Гранта Центра ЮНЕСКО

18.11.2021

В конце восьмидесятых и в девяностые годы прошлого века золотой мечтой советской, а потом и российской молодёжи было уехать на Запад. Использовались любые возможности. Браки с иностранцами, поиск за рубежом работы по специальности, которая в то время оплачивалась «за бугром» куда щедрее, чем на Родине, и, конечно же, академические обмены. Мало кто из профессоров или студентов, принимавших участие в подобного рода проектах, возвращался обратно. В итоге утечка мозгов и, как следствие, снижение общего уровня квалификации учёных и инженеров, стала для нашей страны одной из наиболее серьёзных проблем последних десятилетий.


А с какой целью сегодня отправляются в европейские или американские вузы отечественные молодые таланты? Например, Дарья Егошина из Тюменского индустриального университета выиграла конкурсный отбор на обучение в Австрии и Германии по международной программе тройного диплома «Современные методы освоения полезных ископаемых». Её суть состоит в том, что ребята один семестр учатся в Леобенском горном университете, ещё один – во Фрайбергской горной академии, затем возвращаются в свою «альма-матер» и после окончания магистратуры защищают единую выпускную квалификационную работу. В комиссию, которая оценивает её уровень, входят представители всех трёх высших учебных заведений. В случае успеха соискатели получают российский, немецкий и австрийский дипломы.


В пятницу, 15 октября Дарье и ещё 19-ти российским студентам были вручены сертификаты, гарантирующие получение каждым молодым учёным гранта в размере 920 тысяч рублей. Он покроет затраты на трансфер, питание, тест на коронавирус, консульские сборы, оформление визы и прочие расходы. Кроме того, в эту сумму входят суточные и стипендия, то есть думать о том, где взять деньги на жизнь нашим студентам совершенно точно будет не нужно.

Не придётся им ломать голову и над тем, каким образом в нынешних непростых санитарно-эпидемиологических условиях получить необходимые документы для въезда в ЕС. Решение всех организационных вопросов, как и финансирование проекта, берут на себя его координаторы – Санкт-Петербургский горный университет и Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, созданный на базе старейшего технического вуза России.

По приезду в Старый свет ребятам, само собой, придётся отбыть карантин. Его срок – пять дней. После этого можно приступать к учёбе, а свободное от неё время посвящать любимым занятиям, то есть жить полноценной жизнью – посещать кафе, магазины, гулять в парках. Никаких ограничений, связанных со свободой передвижения, в случае отрицательного теста на коронавирус не предусмотрено. Кроме того, у всех российских студентов есть возможность в любой момент привиться местной вакциной, так что дополнительных трудностей с адаптацией, даже в случае ужесточения правил и инструкций, у них не возникнет.

«Сфера моих научных интересов - техносферная безопасность в горном деле. Оценка и минимизация рисков, связанных с охраной труда и антропогенным воздействием на экосистемы. Для того, чтобы стать профессионалом в этой области, очень важно собственными глазами увидеть лучшие зарубежные практики, ознакомиться с нюансами европейских стандартов, современными технологиями добычи полезных ископаемых, сравнить инфраструктуру австрийских и немецких лабораторий с нашей. Уверена, что участие в программе тройного диплома позволит мне получить дополнительные знания и навыки для того, чтобы затем применить их в России», - говорит Дарья Егошина.

Возвращение на Родину и поступление в аспирантуру, то есть продолжение научной деятельности – обязательное условие участия в программе тройного диплома. Её глобальная задача - рост академической мобильности в масштабах всей страны. Иными словами - совершенствование механизма, бесперебойная работа которого необходима для сокращения дефицита инженерных и научных кадров в краеугольном для отечественной экономики минерально-сырьевом комплексе.

С этой целью год назад был создан консорциум вузов «Недра». Он объединил высшие учебные заведения, чьи образовательные программы связаны с подготовкой специалистов для горной и нефтегазовой отраслей. Именно студенты этой ассоциации и получили возможность пройти конкурсный отбор на обучение за рубежом за счёт грантов Центра компетенций под эгидой ЮНЕСКО. Победителей первого тура определяли сами университеты, а второго, куда вышло порядка 70 лучших магистрантов со всей страны, - эксперты из города на Неве.

В нынешнем году отсев на участие в программе тройного диплома прошли 16 молодых людей из Кузбасского технического и Тюменского индустриального университетов, а также СПбГУ и Горного. В воскресенье они вылетают в Вену, а оттуда - в Леобен, где приступят к занятиям. Ещё четверо молодых людей отправляются в ФРГ, они будут учиться во Фрайбергской горной академии в течение всего нынешнего учебного года, но уже по программе двойного диплома. Аналогичные договорённости достигнуты и с LUT-университетом из финской Лаппеенранты, туда едут двое студентов. Самое главное, что это не единоразовая акция, проект рассчитан на десять лет. Причём, в последующие годы, число вузов консорциума «Недра», которые принимают в нём участие, будет расширено.

«Претворению в жизнь этой инициативы предшествовала долгая кропотливая работа по унификации учебных планов. В противном случае те дисциплины, которые наши ребята изучают в зарубежных вузах-партнёрах, невозможно было бы зачесть здесь, в России. И наоборот. Стандартизация как можно большего числа образовательных программ способствует развитию академической мобильности, росту компетенций молодых учёных и будущих инженеров, а, кроме того, создаёт среду доверия. Это очень важно, ведь адекватно ответить на вызовы, стоящие сегодня перед человечеством, в том числе, связанные с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду, можно лишь всем вместе. А для этого необходимо, как минимум, доверять друг другу», - подчеркнула начальник международного отдела Горного университета Александра Коптева.

Сотрудничество петербургского вуза с партнёрами в ЕС и других частях света длится уже не одно десятилетие. Его студенты и аспиранты, например, ежегодно ездят на стажировки, которые проходят в ФРГ, на базе Фрайбергской горной академии. Лучшие из них могут получить там второй диплом европейского образца или степень доктора философии. Молодые учёные из ФРГ, в свою очередь, принимают участие в международных конференциях и конкурсах, которые проводятся в северной столице, в том числе, в рамках Российско-Германского сырьевого форума. Теперь же возможность стать частью этой коллаборации получили и представители других российских вузов.

Например, Дарья Волощук из Кузбасского технического университета учится на химика-технолога. Она говорит, что учёба за границей для неё – никоим образом не самоцель, а один из инструментов, который позволит получить конкурентное преимущество перед сверстниками, и, самое главное, даст возможность «развить свои компетенции, чтобы в дальнейшем применить их, работая на Родине».


«Меня интересует не только химия, но и другие области знаний, в том числе, экология. Только не с социальной или политической точки зрения, а с производственной. Мне хотелось бы получить максимально возможный багаж знаний и практических навыков, чтобы я могла с высокой степенью достоверности определять, какой ущерб наносит природе то или иное предприятие. И понимать, за счёт внедрения каких технологий или проведения каких мероприятий можно снизить этот ущерб. Понятно, что мы не можем взять и свернуть всю добычу, оказаться в каменном веке лично мне не очень бы хотелось. Но разбираться в том, как можно минимизировать негативное воздействие на природу, в том числе за счёт вовлечения в переработку вторсырья, конечно, очень важно», - рассказала Дарья.

В Кемерово она стажировалась, в основном, на химических производствах, но в Германии и Австрии акцент будет сделан на взаимодействие с компаниями горной отрасли. Расширение горизонтов познания, которое в перспективе позволит молодым людям стать более востребованными специалистами, - ещё один плюс обучения за границей. Об этом говорили практически все ребята.


«После возвращения из-за рубежа и защиты выпускной квалификационной работы, я рассчитываю поступить в аспирантуру Санкт-Петербургского горного университета, - подчеркнула студентка этого вуза Софья Мазепа (она едет во Фрайберг для участия в международной программе двойной магистратуры). - На бакалавриате я занималась вопросами термической обработки фрез из быстрорежущих сталей для улучшения их эксплуатационных свойств. Но в дальнейшем планирую изучать влияние лазеров на структуры различных материалов и сплавов. О чём идёт речь? Допустим, мы нанесли на какое-то изделие QR-код. Возникает вопрос: какое воздействие окажет на него агрессивная среда, например, высокие температуры, возникающие при пожаре. Сохранится ли он, не пострадает ли его качество? Во многих случаях это очень важно, поскольку позволяет проследить весь путь этого изделия, от создания до продажи, что необходимо для борьбы с контрафактом».

Для того, чтобы получить право на грант, как рассказала Софья, ей пришлось изрядно потрудиться. Одной лишь успеваемости оказалось недостаточно. Для обучения за границей необходимо также владеть разговорным английским или немецким языком, заниматься исследовательской работой и быть автором, как минимум, одной публикации в научном журнале. Кроме того, следует иметь «твёрдое намерение поступить в аспирантуру».


«Родители со школы готовили меня к тому, что я буду учиться за границей. Но так получилось, что именно в тот год, когда я окончила одиннадцатый класс, образование в Финляндии неожиданно стало платным. Времени на то, чтобы консолидировать нужную сумму не было, поэтому я решила поступать в Горный университет. А когда узнала, что здесь реализуется такой проект, сразу же решила к нему присоединиться. Осознанно шла к этому на протяжении почти двух лет», - добавила Софья.

Другой студент Санкт-Петербургского горного университета Дмитрий Братских учится на нефтегазовом факультете. Для обучения в Леобене он выбрал специализацию «Геоэкология». Говорит, что это крайне актуальный сегодня тренд. Энергосбережение, рекуперация паров нефти, производство, хранение и транспортировка водорода, рекультивация земель – технологии, связанные с этой тематикой, обязательно окажутся востребованными и в будущем.

«Ещё одно перспективное научное направление – интернет вещей, то есть обмен данными между различными устройствами. Это когда ваш смартфон, допустим, посылает сигнал вашему чайнику начать нагрев воды. Подобного рода концепции можно применять не только в быту, но и на производстве. Их внедрение в горной отрасли позволит совместить решение двух принципиально важных для всей цивилизации задач: минимизировать техногенное воздействие на природу и повысить рентабельность профильных компаний. Именно этим я и планирую заниматься после возвращения из Австрии и Германии», - заверил Дмитрий.

Отметим, что на обучение за границей 22 студентов из российских вузов, входящих в консорциум «Недра», в нынешнем году выделено более 19 миллионов рублей. Кому-то может показаться, что это слишком большие деньги. Для того чтобы убедиться в обратном, достаточно вспомнить изречение о том, что «для уничтожения нации не нужны атомные бомбы или ракеты дальнего действия, достаточно лишь снизить качество образования и разрешить списывать на экзаменах».

Вряд ли найдётся много желающих поспорить с этим утверждением.

Победители конкурсного отбора из числа университетов консорциума «Недра».

Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
Когда обеспечиваете кадры для сырьевого суверенитета
Когда обеспечиваете кадры для сырьевого суверенитета

17 мая в редакции «Комсомольской правды» состоялся Круглый стол на тему «Абитуриент-2024: лучшее для лучших». Мероприятие прошло при поддержке Ассоциации «Глобальные университеты». Какие новые интересные предложения готовят абитуриентам вузы, стал ли привлекательным прием на целевое обучение, и как вчерашнему школьнику не ошибиться с выбором будущей профессии, а ректорам вузов выполнить контрольные цифры приема и набрать наиболее способных и подготовленных студентов – об этом шел разговор с ректорами российских университетов. Модераторы: вице-президент НИУ ВШЭ, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина, программный директор Ecumene Club Сергей Рыбаков. Университеты РФ — информационный партнер дискуссии. Участники дискуссии: Дмитрий Вишневский, ректор Донбасского государственного технического университета; Андрей Воронин, и.о. проректора по образованию Университета МИСИС;  Алексей Демидов, ректор СПбГУПТД, вице-президент РСР, председатель Союза ректоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области;  Виктор Кокшаров, ректор УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, председатель Совета ректоров вузов Свердловской области;  Юрий Панов, ректор МГРИ; Дауд Мамий, ректор Адыгейского государственного университета; Павел Марьяндышев, и.о. ректора Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;  Инна Шевченко, ректор ЮФУ. Как «школьный факультет» помогает решать вопросы профориентации и набора, рассказал ректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Юрий Панов: “Наш университет – многонациональный, у нас порядка 15% студентов – иностранцы из более чем 50 стран мира. И советская, и российская геологическая школа считаются одними из самых лучших в мире. Во многих странах руководителями геологических ведомств, крупнейших компаний являются наши выпускники. А те, кто закончил наш экономический факультет, являются богатейшими в ряде стран мира.  Мы говорим о технологическом суверенитете, но забываем, что технологический суверенитет начинается с сырьевого суверенитета, потому что нельзя развивать и электронику, ни атомную промышленность, если мы не имеем запаса суверенного сырья. Специалистов, которые формируют такой суверенитет, и готовит наш университет, все эти 105 лет, не меняя своего основного направления деятельности.  Геологию в школе не преподают, дети о ней не знают, поэтому мы ведем очень активную работу по профориентации. У нас создана уникальная система непрерывного геологического образования. На базе нашего университета действует, так называемый, школьный факультет, который был создан в 1947 году, и продолжает работать сейчас. Это уникальная форма, когда студенты учат школьников, ходят с ними в походы, занимаются практическими занятиями, теоретическими. Большая часть выпускников школьного факультета, поступают в наш университет.  Совершенствуя и развивая эту систему непрерывного геологического образования, в прошлом году в Москве мы создали университетский колледж, который получил имя выдающегося государственного деятеля, бывшего министра геологии СССР, нашего выпускника Евгения Александровича Козловского.”- рассказал в своем выступлении ректор Российского  государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Юрий Петрович Панов. |SLIDER|

17/05/2024

Российские нефтегазовые компании испытывают нехватку персонала
Абитуриентам
Российские нефтегазовые компании испытывают нехватку персонала

По мнению аналитиков и рекрутеров, работающих с нефтегазовой отраслью, в настоящее время отрасль резко ощущает нехватку персонала. Дефицит наблюдается как среди квалифицированного персонала, так и среди рабочих специальностей. Нехватка кадров в нефтегазовой отрасли связана, в первую очередь, с общероссийской проблемой сокращения населения трудоспособного возраста, обусловленной демографическим кризисом 1990-х годов и усугубленного пандемией СOVID-19. В настоящее время также отмечается и высокая конкуренция на рынке занятости со стороны вооруженных сил и оборонной промышленности. Также, согласно оценкам аудиторской и консалтинговой фирмы FinExpertiza, доля работников моложе 30 лет в целом на российском рынке труда в 2022 году упала до 14,9%, что является самым низким показателем с начала 1990 года. По оценкам московской компании Kasatkin Consulting (бывшая команда Deloitte в России) в настоящее время в нефтегазовом секторе России не хватает порядка 40 000 сотрудников. По данным платформы по подбору персонала HH.ru отрасль увеличила количество онлайн-объявлений о вакансиях в первом квартале 2024 года на 24% по сравнению с предыдущим годом. «Нехватка персонала затронула даже богатые отрасли», – комментирует ситуацию Алексей Захаров, основатель и президент рекрутингового портала Superjob.ru, – «При этом нефтегазовый сектор может позволить себе привлекать сотрудников с более высокой зарплатой». По данным Bloomberg, в январе-феврале 2024 г. номинальная месячная заработная плата в нефтегазовой отрасли, составляла в среднем около 125,2 тыс. руб., что заметно выше, чем в среднем по России. Надо отметить, что МГРИ дает возможность получить крайне востребованное образование для нефтегазовой отрасли на различных уровнях обучения: Бакалавриат: Технология бурения нефтяных и газовых скважин Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти и газа Искусственный интеллект и IT-технологии в нефтегазовой сфере Магистратура: Цифровые технологии в разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений Геология, разведка и оценка запасов углеводородных месторождений Энергетические системы и комплексы в нефтегазовом производстве Строительство глубоких нефтяных и газовых скважин в сложных горно-геологических условиях Поиск, разведка и разработка месторождений нефти и газа Разработка месторождений трудноизвлекаемых запасов нефти Вас ждут базовые предприятия нефтегазовой отрасли: ООО"РН-Бурение", ООО "Лукойл-Западная Сибирь", ООО "РН-Юганскнефтегаз", ООО "Геоконтроль+", ООО "Бурсервис", ООО "Башнефть-Добыча", АО "НК "Роснефть" - МЗ "Нефтепродукт", ООО "Газпром ВНИИГАЗ", ООО "Геотэк", ПАО "Сургутнефтегаз", ПАО "Росгеология" и др. Если же у вас остались (или появились) вопросы, то заходите: На сайт приёмной комиссии МГРИ В паблики VK и Telegram «Абитуриенты МГРИ»

16/05/2024

Сотрудники гидрогеологического факультета МГРИ приняли участие в Международной конференции «Безопасность водных ресурсов-2024»
Новости гидрогеологического факультета
Сотрудники гидрогеологического факультета МГРИ приняли участие в Международной конференции «Безопасность водных ресурсов-2024»

Первая Международная конференция «Безопасность водных ресурсов-2024» собрала представителей федеральной и региональной власти, ученых Российской академии наук и ведущих вузов страны, российских и зарубежных экспертов, крупных недропользователей и ресурсоснабжающие организации. На протяжении трех дней в рамках конференции работали десять круглых столов, темы которых охватили весь спектр водохозяйственных проблем, актуальных не только для российских регионов, но и многих стран мира.  Важность конференции отметил Губернатор Виталий Хоценко, приветствуя участников форума. «Омская область - один из центров Обь-Иртышского бассейна. По нашей территории протекает более 4 тысяч рек различной длины и водности, насчитывается около 16 тысяч озер, а главная водная артерия региона – река Иртыш – обеспечивает около 90% потребностей региона в водных ресурсах. И наша стратегическая задача - сохранить оптимальный уровень воды в реке и улучшить ее качество. Сегодня, когда север нашей области борется с наводнением, проблема стоит как никогда остро. Как подчеркивают эксперты, риск наводнений будет сохраняться и в будущем. Поэтому сейчас разрабатываем принципиально новые подходы к защите наших жителей и объектов экономики от таких наводнений. Пересмотр организации системы гидротехнических сооружений, обновление технологий водоподготовки и очистки воды - ключевые темы конференции. Уверен, что решения, которые будут приняты по итогам конференции, послужат сохранению наших водных ресурсов и улучшению их качества», - отметил Губернатор Виталий Хоценко. На конференции всесторонне рассматривались все аспекты, касающиеся безопасности водных ресурсов. Заведующий кафедрой гидрогеологии им.В.М.Швеца (МГРИ) Белов Константин Владимирович выступил модератором круглого стола «Освоение подземного пространства. Негативное влияние подземных вод при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений», а заведующая кафедрой строительства систем и сооружений водоснабжения и водоотведения (МГРИ) Гогина Елена Сергеевна модерировала круглый стол «Современные технологии водосбережения и водоподготовки, основные аспекты уменьшения негативного воздействия на водные объекты и доведение качества воды до требуемых нормативов». Инициатором проведения Международной конференции выступило Правительство Омской области при поддержке Водного центра Санкт-Петербургского государственного университета.

15/05/2024