+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    

Волонтёрское движение в МГРИ

5 декабря в России уже пятый год подряд отмечается день волонтёра. Праздник был учреждён указом Президента России 27 ноября 2017 года. В ООН эта дата была объявлена Международным днём добровольца во имя экономического и социального развития ещё раньше – в 1985 году. 

Само слово «волонтёр» произошло от французского "volontaire", означающее «изъявляющий волю, доброволец». В Европе понятие волонтёра впервые применялось к солдатам-добровольцам, которые принимали участие в европейских войнах XVI века. В России добровольчество возникло ещё в домонгольский период – на развитие волонтёрства сильно повлияла церковь, которая привлекала прихожан к помощи в благоустройстве церковных и близлежащих территорий, приготовлении еды нуждающимся, в пошиве одежды и других делах.

Чаще всего волонтёрами становятся молодые люди до 30 лет, однако безвозмездную работу выполняют люди всех возрастов. В Российском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) действует волонтёрский центр, в составе которого на данный момент 135 активных волонтёров, включая четверых руководителей (студентов вуза) по направлениям, а именно: Ольга Топорец, Иван Ходяев, Ильмира Латыпова, Александр Безкоровайный.

Направления, в рамках которых в университете осуществляется волонтёрская деятельность: социальное волонтёрство (выезды в приюты и дома престарелых), событийное (участие в проведении спортивных и массовых мероприятий), культурное (помощь в организации  музейных, культурно-просветительских мероприятий), донорское движение (регулярные выезды для сдачи крови), научно-техническое волонтёрство (в рамках деятельности студенческих объединений «Школьный факультет», «Студенческое конструкторское бюро»,  научно-образовательного проекта «Палеолаб», профориентационного проекта «ГЕОАРТЕК»).


Научно-техническое волонтёрство в МГРИ

Научно-техническое волонтёрство – сфера добровольческой деятельности, которая подразумевает привлечение к научно-исследовательской деятельности не только студенческой молодежи, но и обучающихся общеобразовательных организаций. Приобщение школьников к настоящим научным исследованиям важно не только для воспитания будущих ученых, но и для обеспечения качественного образования учащихся независимо от сферы их дальнейшей профессиональной деятельности.

С 1948 года на базе Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе более 70 лет осуществляет свою деятельность «Школьный факультет». «Школьный факультет» в настоящее время является старейшей детско-юношеской геологической организацией и ведет работу в рамках геологического кружка с учащимися 7-11 классов. Ежегодно более 100 школьников изучают геологию в теории и на практических занятиях, проводимых студентами МГРИ. Это позволяет расширить сферу исследовательских интересов школьников не только в геологии, но и в математике, физике, химии, географии. Ребята, изучающие геологию на базе «Школьного факультета», активно принимают участие в олимпиадном движении, научных конференциях, научных лагерях и т.д. 

Для школьников организовываются экскурсии в Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского, минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, геологический и палеонтологический музеи МГРИ.

Повысить качество образовательного процесса и интерес учащихся к научно-исследовательской деятельности позволяет организация научно-исследовательской работы учащихся на базе существующих лабораторий вузов, проектных офисов, конструкторских бюро, имеющих приборно-техническое оснащение и высококвалифицированный научно-педагогический и студенческий потенциал. В МГРИ данная задача решается следующим образом:
  1. Создание системы наставничества научно-исследовательских работ учащихся образовательных организаций среднего и старшего звена.
  2. Создание системы научно-технического волонтёрства при организации научных мероприятий – научно-практических конференций, лабораторных практикумов, научных квестов, хакатонов и т.п. 
  3. Создание экспертного сообщества из числа преподавателей и студентов университета, профильных партнеров вуза при оценке исследовательских работ учащихся.
С января 2019 года запущен научно-образовательный проект «ПалеоЛаб». Проект действует на базе палеонтологического музея и лаборатории 3D-моделирования и прототипирования МГРИ и курируется ведущими учеными Палеонтологического института им. А.А. Борисяка Российской академии наук, преподавателями и студентами вуза. «ПалеоЛаб» включает в себя комплекс лекций, тренингов, мастер-классов и практических мероприятий для студентов, а также учащихся школ и колледжей. Более 300 школьников и учащихся колледжей Москвы и Московской области посетили мастер-классы по 3D-моделированию, программированию в 3D-среде, изучению остатков флоры и фауны и др. Проект стал уникальной возможностью познакомиться с инновационной сферой 3D-моделирования и прототипирования. На занятиях ребята учатся самостоятельно создавать собственные 3D-модели и прототипы, полностью погружаясь в творческий процесс. 

JxraG-IQsFg.jpg

С 2014 года вуз принимает участие в реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы «Субботы московского школьника/Университетские субботы». Только за сентябрь-ноябрь 2021 года количество участников составило 700 человек. 

А в 2020 году на базе университета реализовался проект Департамента образования и науки города Москвы «Организация работы кружков различных профилей для обучающихся московских школ на базе МГРИ» по направлениям естественно-научного и технологического цикла. В кружках по дополнительным общеразвивающим программам прошли обучение 500 школьников. На занятиях школьники познакомились с теорией решения изобретательских задач и основами инженерии, изучили физические основы аэродинамики и сконструировали роботов с применением CAD-систем, познали основные закономерности развития геологии и смежных с ней наук, изучили особенности минералов и др.

В рамках сетевого взаимодействия с образовательными организациями города Москвы студенты-волонтёры проводят с учащимися мастер-классы и занятия на интерактивных площадках университета. Так, в сентябре 2021 года в рамках общероссийской акции «На острие науки» Года науки и технологий более 200 участников с 5 по 11 классы посетили интерактивные площадки по самым разным научно-технологическим направлениям: ребятам продемонстрировали увлекательные химические опыты, на экологической площадке они познакомились с методами оценки качества окружающей среды. Три площадки были связаны с современными технологиями: полётами и управлением беспилотниками, технологиями трехмерного сканирования, моделирования и печати на 3D-принтере палеонтологических объектов; использованием нейрогарнитуры – устройства для обмена информацией между мозгом человека и компьютером. Эта технология позволяет в реальном времени вести регистрацию электрической активности мозга, которую может расшифровать компьютер. Старшеклассники посетили лабораторию кафедры техносферной безопасности, где узнали о том, для чего и как можно оценивать воздействие шума, вибрации и других негативных факторов на здоровье человека. После ребята отправились на кафедру минералогии и геммологи, где ознакомились с коллекциями образцов для диагностики и оценки драгоценных камней и ювелирных изделий, а также посетили мастерскую для обработки ювелирных камней и металлов.

Волонтёрская деятельность Центра международного инновационного творчества (MiT)

деревья.jpg

Активисты MiT, помимо участия в успешных научных проектах, получивших гранты и международные стипендии, реализуют и социально значимые проекты. Численность волонтёрского движения в рамках Центра – 29 человек.

Студенты осуществляют добровольческую деятельность адресно и целенаправленно, реализуя внутренние проекты, среди которых: SPE Joy Rising – работа с детьми из приютов и детский домов (студенты регулярно оказывают поддержку и посещают «Центр содействия семейному воспитанию № 1»), MiT Pets – благотворительная деятельность с приютами для бездомных животных, MiT Birds Care – волонтёрский проект, направленный на поддержание состояния кормушек и скворечников в Юго-Западном лесопарке и на территории МГРИ, «Наследие MiT» – проект, направленный на облагораживание территории МГРИ, высадку деревьев и полив цветов, «Волонтёры просвещения – Energy4me» – проект, направленный на проведение уроков профориентирования у детей школьного возраста, MiT Senior Сare – проект, направленный на волонтёрскую поддержку домов престарелых, в частности активное взаимодействие с пансионатом «Сабриново».

Студенты работают не только над личными результатами, но с такой же ответственностью ведут профориентационную деятельность со школьниками. Так, МГРИшники активно сотрудничают с компанией Шлюмберже в рамках международной программы «SEED», цель которой – заинтересовать подрастающее поколение вопросами науки и образования и вдохновить молодёжь на использование научных и технических достижений для решения вопросов повседневной жизни (водопользования, энергопользования, изменение климата и других). 

Профориентационный проект «ГЕОАРТЕК»

_MG_7897.jpg

Отдельным значимым событием деятельности университета является реализация проекта «ГЕОАРТЕК», проходящего на базе Международного детского центра «Артек». В 2021 году проект стартовал уже пятый, юбилейный раз. Проект основан на концептуальной модели развития детско-юношеского геологического движения России. Геологические смены с 2017 года охватили более 12 000 школьников со всей России в возрасте от 10 до 17 лет. Каждый участник слёта получил уникальный практический опыт в 7 профессиях недродобывающего комплекса. Уникальность такого сотрудничества состоит в том, что оно призвано заменить для артековцев «учебу за партой» на «уроки на природе», что многократно увеличивает результат занятий, а определяющими становятся интерес, радость творчества и погружение в реальность профессии геолога. Таким образом, проект «ГЕОАРТЕК» обеспечивает раннюю профориентацию учащихся, помогает в выборе будущей профессии. 

В 2021 году в V Международном слёте юных геологов «ГЕОАРТЕК-2021» приняли участие талантливые ребята из 30 регионов России. За три недели участники слёта «ГЕОАРТЕК-2021» под руководством наставников из числа студентов и преподавателей МГРИ сделали уверенные шаги к интересной и увлекательной профессии геолога.

Геологическая программа охватила не только профильные отряды детского лагеря «Морской». В течение 12-й смены для двух тысяч школьников 5-11 классов прошли сетевые образовательные модули по таким направлениям, как экология, палеонтология, минералогия и др. Дисциплины вели студенты, прошедшие школу научно-технического волонтёрства МГРИ, и ведущие преподаватели университета.

Донорство в МГРИ 

_IQaXIWuXTQ.jpg

Донорское движение МГРИ охватывает всех, кому небезразлична судьба окружающих: тех, кто стремится спасать жизни, сдавая собственную кровь, кто тратит время и силы на организацию Дней донора, кто рассказывает о донорстве своим друзьям и близким, кто понимает, что добровольно и безвозмездно делиться кровью с другими – правильное решение. Студенты и сотрудники вуза на регулярной основе сдают кровь добровольно и безвозмездно в Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева. 

Организаторами движения являются студентка 5-го курса гидрогеологического факультета Валентина Бобрышева и студентка 2-го курса факультета технологии разведки и разработки Дарья Лукащук.

В канун Дня добровольца наши волонтёры поделились с МГРИ.ИНФОРМ своими историями 

Алина Булыгина, студентка 1-го курса факультета технологии разведки и разработки МГРИ, волонтёр донорского движения:

«С сентября этого года я являюсь донором. Человеку не нужно искать причины, чтобы спасти чью-то жизнь, ведь нам не составит никакой сложности поделиться своими ресурсами для чужой жизни.
Но ключевым решением стать донором стала моя мама. У мамы – онкологическое заболевание, мы (семья) с ним начали бороться, когда я была в начальной школе. Это было жуткое время, когда ты понимаешь, что каждый день может быть последним, да ещё, когда ты ребёнок. Но, несмотря на страхи, я не переставала верить в чудо, и оно произошло, заболевание удалось побороть. Я отчасти понимаю чувства других людей, у которых близкие имеют тяжелые заболевания. Поэтому мне очень хочется помочь не только самим больным, но и их близким… Мне жалко всех взрослых людей, но от мысли, что таким страшным заболеваниям подвержены ещё и дети, у меня разбивается сердце.
Мы ходим на процедуры в Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева (НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева), и каждый поход для меня – целое испытание, всегда переживаю, что мои анализы будут не очень хорошими, и я не смогу сдать кровь».


Дарья Лукащук, студентка 2-го курса факультета технологии разведки и разработки МГРИ:

 «Хочу привлечь как можно больше людей в донорское движение, ведь именно ты можешь спасти чью-то жизнь! Прошло полгода, как я стала заниматься волонтерской деятельностью, а кровь сдаю как донор уже 1 год и 4 месяца.
Успехи пока небольшие (из-за пандемии), но в планах проводить донорские акции в вузе, участвовать в выездных акциях.
В 9 классе я ходила к репетитору по математике, у неё был сын, мой ровесник, у него был рак мозга. Родился мальчик здоровым, но в конце 7-го класса, ему резко стало плохо, они поехали к врачу, и он поставил этот страшный диагноз. Тогда мой репетитор, Ольга Владимировна, и рассказала мне, что спасают её сына доноры, которые сдают кровь для него. Именно в тот момент я решила, что как только мне исполнится 18 лет, я стану донором. И про НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева я узнала именно от неё.
Когда я поступила в МГРИ, ещё не знала о донорском движении в нашем университете. Ходила и сдавала кровь одна. Часто видела картину: маленьких деток, которые гуляли с мамами, такие жизнерадостные малыши, которые хотят жить, и именно мы, люди, которые становятся донорами, можем им помочь!»

Александр Безкоровайный, студент 4 курса факультета геологии и геофизики нефти и газа МГРИ:

«Я являюсь волонтёром Студенческого конструкторского бюро МГРИ, в стенах которого проходят занятия по проектной деятельности в направлениях научно-технического волонтёрства, социальной направленности и бизнеса. Основной мотивацией для меня стала увиденная возможность проявить себя в сфере, которой я увлекался ещё со школы. На момент моего поступления в МГРИ только начинали развиваться направления 3D-моделирования и 3D-сканирования, и именно этот факт позволил мне попробовать себя в проектной деятельности, связанной с данными направлениями, и, как следствие, в научно-техническом волонтерстве.
Наиболее крупным и успешным стал научно-образовательный проект «ПалеоЛаб», в рамках которого с 2019 года было проведено больше 50 занятий по направлениям 3D-моделирования, 3D-сканирования, 3D-печати и палеонтологии на базе таких площадок как Детский технопарк «Москва», «Техноград» на ВДНХ, Технополис «Москва», Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова, ЦМИТ «Цифровой дом»  и другие. Проект так же принял участие в выездной программе «ГЕОАРТЕК-2021». За все время на занятиях присутствовало более 3 000 детей, было создано более 50 моделей палеофауны. Проект занимал первые места в различных конкурсах и получил поддержку от Правительства города Москва».

Визит делегации Ханойского университета геологии и горного дела Социалистической Республики Вьетнам
Визит делегации Ханойского университета геологии и горного дела Социалистической Республики Вьетнам

17 апреля 2024 года в Российском государственном геологоразведочном университете им. Серго Орджоникидзе состоялась встреча руководства МГРИ с представителями партнерского Ханойского университета геологии и горного дела. В состав делегации вошли ректор – господин Чан Тхань Хай и руководитель международной службы – госпожа Нгуен Тхи Хоай Нга.  Гости посетили Минералогический музей МГРИ, где заслуженный сотрудник университета, хранитель музейного комплекса Татьяна Юрьевна Должанская провела экскурсию и рассказала о некоторых представленных в музее экспонатах.  На официальной части встречи со стороны МГРИ присутствовал ректор МГРИ Юрий Панов, проректор по международной деятельности и дополнительному образованию Дмитрий Береснев, руководитель проектного офиса по международным коммуникациям Шивлета Тагирова и начальник отдела международного сотрудничества Александр Кувшинов.  Наши университеты связывают схожие направления подготовки кадров в области геологоразведки, поэтому основными темами переговоров были вопросы студенческого и научного обмена, проведения совместных мероприятий – и в целом, продвижения образовательных и исследовательских программ. Первым шагом к реализации будущих совместных проектов стало подписание Соглашения о сотрудничестве, которое ляжет в основу дальнейшего научного и образовательного взаимодействия. |SLIDER|

17/04/2024

Международный научный форум “Диалог культур и цивилизаций”
Международная деятельность
Международный научный форум “Диалог культур и цивилизаций”

В Москве проходит Международный научный форум “Диалог культур и цивилизаций” организованный Министерством науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», Белорусским государственным университетом культуры и искусств, Российским культурологическим обществом и Ассоциацией образовательных организаций «Научно-образовательная теологическая организация» (НОТА). Цель Форума – создание регулярной международной дискуссионной площадки для интеграции образовательного, научно-исследовательского, интеллектуального потенциала теоретиков и практиков в области социально-гуманитарных наук и обсуждения путей преодоления проблем межкультурного и межгосударственного взаимодействия, продвижения в международном гуманитарном пространстве идеи многополярного мира и безальтернативности диалоговых коммуникативных стратегий в любых исторических обстоятельствах. 11 апреля на Форуме  с докладом «Экономика как фактор культурной интеграции СНГ» выступил доктор экономических наук, профессор, советник ректора Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе Курбанов Нурали Хайдарович. В ходе своего выступления он отдельно остановился на содержании и характере экономических и культурных взаимоотношений, которые имеют место между Таджикистаном и Россией в современных условиях. “Народы России и народы Таджикистана были и всегда будут братскими народами и стратегическими партнерами.  Наши отношения имеют тенденцию динамичного развития. Проведение форума «Диалог культур и цивилизации» в этих непростых условиях является очень важным, своевременным и нет сомнение в том, что научные дискуссии, которые проходят в ходе конференции сыграют большую роль в развитии культурных интеграционных процессов на пространстве СНГ.” - отметил в своем выступлении Нурали Хайдарович.

12/04/2024

Заведующий кафедрой разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений А.Х. Шахвердиев принял участие в Международной научной конференции «Математика в созвездии наук»
Новости факультетов
Заведующий кафедрой разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений А.Х. Шахвердиев принял участие в Международной научной конференции «Математика в созвездии наук»

Заведующий кафедрой разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений А.Х. Шахвердиев принял участие в Международной научной конференции «Математика в созвездии наук». 1-2 апреля в МГУ имени М.В.Ломоносова прошла Международная научная конференция «Математика в созвездии наук», организованная в честь юбилея ректора Московского государственного университета академика В.А. Садовничего. В работе конференции приняли участие более 1100 ведущих российских и зарубежных ученых и высокие гости. А.Х. Шахвердиев выступил на секции «Математическое моделирование и прогнозирование глобальных процессов» с докладом «Моделирование многофазной полиномиальной динамической системы в условиях неустойчивости процесса».

12/04/2024

МГРИ принял участие в Дне Российского недропользования
МГРИ принял участие в Дне Российского недропользования

10  апреля в рамках проведения Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ прошел День Российского недропользования. Мероприятие организовано Федеральным агентством по недропользованию при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.    Площадка мероприятия объединила представителей органов государственной власти, бизнеса, научно-исследовательских и образовательных учреждений, производственных организаций, субъектов Российской Федерации, отраслевых высших учебных заведений.  День Российского недропользования начался с пленарного заседания “Недропользование для стабильного будущего: эпоха возрождения” в котором принял участие ректор МГРИ Юрий Панов. Открыл заседание руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Петров, который обозначил основной вектор развития отрасли. «Отрасль должна ориентироваться на создание новых технологий производства энергии: водородной, солнечной, и традиционных: гидро- и атомной энергии, функционирующих на новом фундаменте новых технологий. Чтобы достичь таких результатов, необходимо коренным образом поменять отношение к воспроизводству и будущему развитию сырьевой базы. Появление новых цифровых механизмов позволит привлечь финансирование в разведку и добычу». Евгений Петров Ректор МГРИ Юрий Панов поднял вопрос о создании нового подхода к системе подготовки кадров для геологической отрасли.  «Мы единственный вуз, который не менял свое направление за более чем 100 лет. Мы открываем новые филиалы, возрождаем техникумы, в этом году Старооскольский. Ощущаем рост интереса выпускников к профессиям геологического профиля. В этом году мы видим увеличение количества студентов – это вызвано перспективностью отрасли. Мы отремонтировали аудитории, обновили компьютерный парк. Понимая смену парадигмы геологоразведочной отрасли, многие процессы переносятся с полей в лаборатории, мы их модернизируем. В 2023 году в МГРИ создана Лаборатория цифрового образовательного контента, в рамках которой мы реализовали и внедрили технологию создания мультиязычных видеокурсов на основе искусственного интеллекта».  Юрий Панов Также ректор представил собравшимся первый в России Центр искусственного интеллекта в сфере геологии и недропользования открытый накануне Дня геолога в МГРИ, а также разработки университета созданные с использованием современных цифровых технологий и  искусственного интеллекта. Вопрос обеспечения профильными кадрами геологоразведочной отрасли обсуждался и на тематической сессии «Развивая экономику талантов: повышение имиджа отрасли»  Отрасль недропользования  испытывает потребность в кадрах и ей нужны специалисты, которые будут более гибкими и использовать инновационные методы работы - основной вывод, к которому пришли участники сессии. “Только создание единой системы управления кадровым потенциалом геологической отрасли может восполнить нехватку кадров” - отметил ректор МГРИ Юрий Панов. ”В рамках этой системы необходимо создать центр мониторинга потребностей предприятий в специалистах геологической отрасли, который будет собирать с предприятий запросы и формировать программы подготовки кадров.” Также ректор МГРИ представил проект “Цифровой наставник”, который поможет сохранить опыт экспертов отрасли и использовать его как в обучении, так и в решении практических отраслевых задач. |SLIDER|

11/04/2024