+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    

Волонтёрское движение в МГРИ

5 декабря в России уже пятый год подряд отмечается день волонтёра. Праздник был учреждён указом Президента России 27 ноября 2017 года. В ООН эта дата была объявлена Международным днём добровольца во имя экономического и социального развития ещё раньше – в 1985 году. 

Само слово «волонтёр» произошло от французского "volontaire", означающее «изъявляющий волю, доброволец». В Европе понятие волонтёра впервые применялось к солдатам-добровольцам, которые принимали участие в европейских войнах XVI века. В России добровольчество возникло ещё в домонгольский период – на развитие волонтёрства сильно повлияла церковь, которая привлекала прихожан к помощи в благоустройстве церковных и близлежащих территорий, приготовлении еды нуждающимся, в пошиве одежды и других делах.

Чаще всего волонтёрами становятся молодые люди до 30 лет, однако безвозмездную работу выполняют люди всех возрастов. В Российском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) действует волонтёрский центр, в составе которого на данный момент 135 активных волонтёров, включая четверых руководителей (студентов вуза) по направлениям, а именно: Ольга Топорец, Иван Ходяев, Ильмира Латыпова, Александр Безкоровайный.

Направления, в рамках которых в университете осуществляется волонтёрская деятельность: социальное волонтёрство (выезды в приюты и дома престарелых), событийное (участие в проведении спортивных и массовых мероприятий), культурное (помощь в организации  музейных, культурно-просветительских мероприятий), донорское движение (регулярные выезды для сдачи крови), научно-техническое волонтёрство (в рамках деятельности студенческих объединений «Школьный факультет», «Студенческое конструкторское бюро»,  научно-образовательного проекта «Палеолаб», профориентационного проекта «ГЕОАРТЕК»).


Научно-техническое волонтёрство в МГРИ

Научно-техническое волонтёрство – сфера добровольческой деятельности, которая подразумевает привлечение к научно-исследовательской деятельности не только студенческой молодежи, но и обучающихся общеобразовательных организаций. Приобщение школьников к настоящим научным исследованиям важно не только для воспитания будущих ученых, но и для обеспечения качественного образования учащихся независимо от сферы их дальнейшей профессиональной деятельности.

С 1948 года на базе Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе более 70 лет осуществляет свою деятельность «Школьный факультет». «Школьный факультет» в настоящее время является старейшей детско-юношеской геологической организацией и ведет работу в рамках геологического кружка с учащимися 7-11 классов. Ежегодно более 100 школьников изучают геологию в теории и на практических занятиях, проводимых студентами МГРИ. Это позволяет расширить сферу исследовательских интересов школьников не только в геологии, но и в математике, физике, химии, географии. Ребята, изучающие геологию на базе «Школьного факультета», активно принимают участие в олимпиадном движении, научных конференциях, научных лагерях и т.д. 

Для школьников организовываются экскурсии в Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского, минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, геологический и палеонтологический музеи МГРИ.

Повысить качество образовательного процесса и интерес учащихся к научно-исследовательской деятельности позволяет организация научно-исследовательской работы учащихся на базе существующих лабораторий вузов, проектных офисов, конструкторских бюро, имеющих приборно-техническое оснащение и высококвалифицированный научно-педагогический и студенческий потенциал. В МГРИ данная задача решается следующим образом:
  1. Создание системы наставничества научно-исследовательских работ учащихся образовательных организаций среднего и старшего звена.
  2. Создание системы научно-технического волонтёрства при организации научных мероприятий – научно-практических конференций, лабораторных практикумов, научных квестов, хакатонов и т.п. 
  3. Создание экспертного сообщества из числа преподавателей и студентов университета, профильных партнеров вуза при оценке исследовательских работ учащихся.
С января 2019 года запущен научно-образовательный проект «ПалеоЛаб». Проект действует на базе палеонтологического музея и лаборатории 3D-моделирования и прототипирования МГРИ и курируется ведущими учеными Палеонтологического института им. А.А. Борисяка Российской академии наук, преподавателями и студентами вуза. «ПалеоЛаб» включает в себя комплекс лекций, тренингов, мастер-классов и практических мероприятий для студентов, а также учащихся школ и колледжей. Более 300 школьников и учащихся колледжей Москвы и Московской области посетили мастер-классы по 3D-моделированию, программированию в 3D-среде, изучению остатков флоры и фауны и др. Проект стал уникальной возможностью познакомиться с инновационной сферой 3D-моделирования и прототипирования. На занятиях ребята учатся самостоятельно создавать собственные 3D-модели и прототипы, полностью погружаясь в творческий процесс. 

JxraG-IQsFg.jpg

С 2014 года вуз принимает участие в реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы «Субботы московского школьника/Университетские субботы». Только за сентябрь-ноябрь 2021 года количество участников составило 700 человек. 

А в 2020 году на базе университета реализовался проект Департамента образования и науки города Москвы «Организация работы кружков различных профилей для обучающихся московских школ на базе МГРИ» по направлениям естественно-научного и технологического цикла. В кружках по дополнительным общеразвивающим программам прошли обучение 500 школьников. На занятиях школьники познакомились с теорией решения изобретательских задач и основами инженерии, изучили физические основы аэродинамики и сконструировали роботов с применением CAD-систем, познали основные закономерности развития геологии и смежных с ней наук, изучили особенности минералов и др.

В рамках сетевого взаимодействия с образовательными организациями города Москвы студенты-волонтёры проводят с учащимися мастер-классы и занятия на интерактивных площадках университета. Так, в сентябре 2021 года в рамках общероссийской акции «На острие науки» Года науки и технологий более 200 участников с 5 по 11 классы посетили интерактивные площадки по самым разным научно-технологическим направлениям: ребятам продемонстрировали увлекательные химические опыты, на экологической площадке они познакомились с методами оценки качества окружающей среды. Три площадки были связаны с современными технологиями: полётами и управлением беспилотниками, технологиями трехмерного сканирования, моделирования и печати на 3D-принтере палеонтологических объектов; использованием нейрогарнитуры – устройства для обмена информацией между мозгом человека и компьютером. Эта технология позволяет в реальном времени вести регистрацию электрической активности мозга, которую может расшифровать компьютер. Старшеклассники посетили лабораторию кафедры техносферной безопасности, где узнали о том, для чего и как можно оценивать воздействие шума, вибрации и других негативных факторов на здоровье человека. После ребята отправились на кафедру минералогии и геммологи, где ознакомились с коллекциями образцов для диагностики и оценки драгоценных камней и ювелирных изделий, а также посетили мастерскую для обработки ювелирных камней и металлов.

Волонтёрская деятельность Центра международного инновационного творчества (MiT)

деревья.jpg

Активисты MiT, помимо участия в успешных научных проектах, получивших гранты и международные стипендии, реализуют и социально значимые проекты. Численность волонтёрского движения в рамках Центра – 29 человек.

Студенты осуществляют добровольческую деятельность адресно и целенаправленно, реализуя внутренние проекты, среди которых: SPE Joy Rising – работа с детьми из приютов и детский домов (студенты регулярно оказывают поддержку и посещают «Центр содействия семейному воспитанию № 1»), MiT Pets – благотворительная деятельность с приютами для бездомных животных, MiT Birds Care – волонтёрский проект, направленный на поддержание состояния кормушек и скворечников в Юго-Западном лесопарке и на территории МГРИ, «Наследие MiT» – проект, направленный на облагораживание территории МГРИ, высадку деревьев и полив цветов, «Волонтёры просвещения – Energy4me» – проект, направленный на проведение уроков профориентирования у детей школьного возраста, MiT Senior Сare – проект, направленный на волонтёрскую поддержку домов престарелых, в частности активное взаимодействие с пансионатом «Сабриново».

Студенты работают не только над личными результатами, но с такой же ответственностью ведут профориентационную деятельность со школьниками. Так, МГРИшники активно сотрудничают с компанией Шлюмберже в рамках международной программы «SEED», цель которой – заинтересовать подрастающее поколение вопросами науки и образования и вдохновить молодёжь на использование научных и технических достижений для решения вопросов повседневной жизни (водопользования, энергопользования, изменение климата и других). 

Профориентационный проект «ГЕОАРТЕК»

_MG_7897.jpg

Отдельным значимым событием деятельности университета является реализация проекта «ГЕОАРТЕК», проходящего на базе Международного детского центра «Артек». В 2021 году проект стартовал уже пятый, юбилейный раз. Проект основан на концептуальной модели развития детско-юношеского геологического движения России. Геологические смены с 2017 года охватили более 12 000 школьников со всей России в возрасте от 10 до 17 лет. Каждый участник слёта получил уникальный практический опыт в 7 профессиях недродобывающего комплекса. Уникальность такого сотрудничества состоит в том, что оно призвано заменить для артековцев «учебу за партой» на «уроки на природе», что многократно увеличивает результат занятий, а определяющими становятся интерес, радость творчества и погружение в реальность профессии геолога. Таким образом, проект «ГЕОАРТЕК» обеспечивает раннюю профориентацию учащихся, помогает в выборе будущей профессии. 

В 2021 году в V Международном слёте юных геологов «ГЕОАРТЕК-2021» приняли участие талантливые ребята из 30 регионов России. За три недели участники слёта «ГЕОАРТЕК-2021» под руководством наставников из числа студентов и преподавателей МГРИ сделали уверенные шаги к интересной и увлекательной профессии геолога.

Геологическая программа охватила не только профильные отряды детского лагеря «Морской». В течение 12-й смены для двух тысяч школьников 5-11 классов прошли сетевые образовательные модули по таким направлениям, как экология, палеонтология, минералогия и др. Дисциплины вели студенты, прошедшие школу научно-технического волонтёрства МГРИ, и ведущие преподаватели университета.

Донорство в МГРИ 

_IQaXIWuXTQ.jpg

Донорское движение МГРИ охватывает всех, кому небезразлична судьба окружающих: тех, кто стремится спасать жизни, сдавая собственную кровь, кто тратит время и силы на организацию Дней донора, кто рассказывает о донорстве своим друзьям и близким, кто понимает, что добровольно и безвозмездно делиться кровью с другими – правильное решение. Студенты и сотрудники вуза на регулярной основе сдают кровь добровольно и безвозмездно в Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева. 

Организаторами движения являются студентка 5-го курса гидрогеологического факультета Валентина Бобрышева и студентка 2-го курса факультета технологии разведки и разработки Дарья Лукащук.

В канун Дня добровольца наши волонтёры поделились с МГРИ.ИНФОРМ своими историями 

Алина Булыгина, студентка 1-го курса факультета технологии разведки и разработки МГРИ, волонтёр донорского движения:

«С сентября этого года я являюсь донором. Человеку не нужно искать причины, чтобы спасти чью-то жизнь, ведь нам не составит никакой сложности поделиться своими ресурсами для чужой жизни.
Но ключевым решением стать донором стала моя мама. У мамы – онкологическое заболевание, мы (семья) с ним начали бороться, когда я была в начальной школе. Это было жуткое время, когда ты понимаешь, что каждый день может быть последним, да ещё, когда ты ребёнок. Но, несмотря на страхи, я не переставала верить в чудо, и оно произошло, заболевание удалось побороть. Я отчасти понимаю чувства других людей, у которых близкие имеют тяжелые заболевания. Поэтому мне очень хочется помочь не только самим больным, но и их близким… Мне жалко всех взрослых людей, но от мысли, что таким страшным заболеваниям подвержены ещё и дети, у меня разбивается сердце.
Мы ходим на процедуры в Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева (НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева), и каждый поход для меня – целое испытание, всегда переживаю, что мои анализы будут не очень хорошими, и я не смогу сдать кровь».


Дарья Лукащук, студентка 2-го курса факультета технологии разведки и разработки МГРИ:

 «Хочу привлечь как можно больше людей в донорское движение, ведь именно ты можешь спасти чью-то жизнь! Прошло полгода, как я стала заниматься волонтерской деятельностью, а кровь сдаю как донор уже 1 год и 4 месяца.
Успехи пока небольшие (из-за пандемии), но в планах проводить донорские акции в вузе, участвовать в выездных акциях.
В 9 классе я ходила к репетитору по математике, у неё был сын, мой ровесник, у него был рак мозга. Родился мальчик здоровым, но в конце 7-го класса, ему резко стало плохо, они поехали к врачу, и он поставил этот страшный диагноз. Тогда мой репетитор, Ольга Владимировна, и рассказала мне, что спасают её сына доноры, которые сдают кровь для него. Именно в тот момент я решила, что как только мне исполнится 18 лет, я стану донором. И про НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева я узнала именно от неё.
Когда я поступила в МГРИ, ещё не знала о донорском движении в нашем университете. Ходила и сдавала кровь одна. Часто видела картину: маленьких деток, которые гуляли с мамами, такие жизнерадостные малыши, которые хотят жить, и именно мы, люди, которые становятся донорами, можем им помочь!»

Александр Безкоровайный, студент 4 курса факультета геологии и геофизики нефти и газа МГРИ:

«Я являюсь волонтёром Студенческого конструкторского бюро МГРИ, в стенах которого проходят занятия по проектной деятельности в направлениях научно-технического волонтёрства, социальной направленности и бизнеса. Основной мотивацией для меня стала увиденная возможность проявить себя в сфере, которой я увлекался ещё со школы. На момент моего поступления в МГРИ только начинали развиваться направления 3D-моделирования и 3D-сканирования, и именно этот факт позволил мне попробовать себя в проектной деятельности, связанной с данными направлениями, и, как следствие, в научно-техническом волонтерстве.
Наиболее крупным и успешным стал научно-образовательный проект «ПалеоЛаб», в рамках которого с 2019 года было проведено больше 50 занятий по направлениям 3D-моделирования, 3D-сканирования, 3D-печати и палеонтологии на базе таких площадок как Детский технопарк «Москва», «Техноград» на ВДНХ, Технополис «Москва», Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова, ЦМИТ «Цифровой дом»  и другие. Проект так же принял участие в выездной программе «ГЕОАРТЕК-2021». За все время на занятиях присутствовало более 3 000 детей, было создано более 50 моделей палеофауны. Проект занимал первые места в различных конкурсах и получил поддержку от Правительства города Москва».