+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    
   +7 (495) 255-15-10     доп. 2580

Культура речевого общения. Заботимся о чистоте речи!

Приближается сессия и многие экзамены будут проходить не онлайн, а в аудитории, в условиях непосредственного общения с преподавателем. Какое впечатление мы хотим произвести на экзаменатора и аудиторию в этой ситуации? Безусловно, благоприятное!
А задумывались ли вы над тем, что успех устного ответа во многом зависит не только от того, что мы говорим, но и как мы говорим? От манеры речи, степени уверенности её звучания и беглости зависит многое. Разнообразие форм выражения мысли на родном русском языке, умение использовать грамотные и благозвучные речевые обороты могут стать надежными помощниками в подготовке к экзаменам.


Сегодня мы предлагаем вам порассуждать о том, что обедняет нашу речь, деформирует впечатление от устного выступления и искажает языковые нормы литературного русского языка.


Устное общение на родном языке (в чем его особенности, как происходит, в чем отличие от других типов общения, в чем заключаются речевые затруднения)?

После двухлетнего опыта жизни в условиях онлайн обучения, как никогда ощущается ценность устного общения в академической аудитории и в нашей привычной повседневной жизни. Устная форма речи всегда имеет адресата и обращена к присутствующему собеседнику. Ситуативность, направленность речи на конкретного человека или аудиторию определяют выбор невербальных средств общения (интонацию, громкость, тембр, темп речи). Манера произношения говорящего, его жесты и мимика – важные атрибуты устного общения. Именно невозможность непосредственного контакта со студентами, непонимание их реакции из-за опосредованности канала коммуникации во время пандемии вызывало негативную реакцию преподавателя-лектора. Ведь речь говорящего во многом зависит от того, кто и как её слушает. Учёными установлено, что при восприятии письменной речи воспроизводится лишь 50% полученной информации. То же сообщение, изложенное устно и воспринятое на слух, воспроизводится до 90%.

Важным отличием устной речи от продуманной подготовленной письменной речи также является ее неподготовленность и спонтанность. Именно речевая импровизация наряду с недостаточным владением говорящим общей культурой речи, может быть основной особенностью разговорной речи и причиной использования слов-паразитов.

Что такое «слова-паразиты» с точки зрения лингвистики?

Слова-паразиты, к сожалению, доставляют немало неприятностей в повседневном общении, вызывая раздражение или напряженную реакцию со стороны участников общения. По своей сути, слова-паразиты не несут смысловой нагрузки. Это вводные модальные слова, передающие скорее эмоциональность речи говорящего. С точки зрения современной филологии, психолингвистики и культурологии, они являют собой интереснейший лингвистический материал, так как помогают определить особенности и приоритеты языкового сознания того или иного слоя общества в соответствии с запросами времени.

Какую роль «слова-паразиты» играют в устном языке?

Слова-паразиты не являются феноменом речи только наших современников. Они существовали всегда. Безусловно, они засоряют речь и от них желательно избавляться. Функции слов-паразитов в речи разнообразны. Иногда они выполняют ту же функцию, что и вводные слова в письменном научном стиле речи, а порой скрывают косноязычие говорящего.

В устной публичной речи слова-паразиты играют номинативную роль, определяя культурный уровень говорящего. Кроме того, их употребление в речи самого оратора отражает его оценку культурного уровня аудитории. К счастью, слова-паразиты имеют тенденцию со временем уходить в прошлое, но их сменяют другие. Было время пристального наблюдения за ошибками в речи публичных персон, которые говорили «шершавым языком», и нарушение орфоэпических норм русского языка, ошибки в словоударении, слова-паразиты становились предметом анекдотов и колких публицистических памфлетов. Но возможна ли безупречная устная речь?

Шероховатости в устной речи неизбежны. Можно назвать еще несколько причин злоупотребления «словесным мусором». Во-первых, слова-паразиты показывают бедность словарного запаса и служат для связи слов в предложении при отсутствии у говорящего иных средств выражения. Во-вторых, в некоторых случаях употребление лишних слов-паразитов дает человеку долю секунды подумать, о чем сказать дальше, если для него это затруднительно. Наконец, такие слова могу быть своего рода социальными маркерами, соотнося человека с определенной социальной группой, к которой он хочет принадлежать. В этом смысле они близки сленгу.

Прислушиваясь к речи университетской молодежи к наиболее распространенным сорным словам можно отнести слова: «ну», «в общем», «как бы», «это», «как его там», «типа», «я типа это», «блин», «короче», «смотрите», «по факту». Прокомментирую два последних. Причина их использования кроется в распространенном использовании англицизмов.

Возможно, слово «смотрите» стало заимствованием разговорной формулы на английском языке «look/ look here”, используемой для привлечения внимания собеседника в неформальном стиле речи. При общении в академической среде на русском языке данное выражение приобретает несколько фамильярный и неуважительный оттенок, вызывает ассоциацию с фразой «слушай сюда», после которой ожидается какая-то разборка авторитетов 90-х или драка. Невольно задумываешься, почему не процитировать Маяковского и не сказать: «Послушайте!».

Другим примером слова-паразита, ставшего сорным не только среди студентов, а повсеместно, является «по факту». Могу предположить, что это тоже, как и «смотрите», калька с английского языка. Если перевести выражение «in fact», то можно найти много разнообразных вариантов, например: на самом деле, по правде говоря, в действительности. Словарь синонимов поможет решить проблему с выбором подходящего речевого образца.

Почему важно следить за «чистотой речи»? Есть ли для этого какие-то методики?

В наше время цифровизации, медийной жизни и формирования клипового мышления, все культуры и, соответственно, все языки сейчас фактически переживают процесс исчезновения устного литературного языка. Русский язык в этом смысле не является исключением. Сохранение чистоты родной речи, разнообразия форм выражения мысли на родном русском языке, умение использовать грамотные и благозвучные речевые обороты, равно как и оберегать языковые нормы литературного русского языка - сегодня актуальная социокультурная задача многих российских образовательных институтов.

Следует понимать, что сленг, жаргонизмы, «матизмы» и слова-паразиты вместе взятые не только засоряют речь, но сразу ассоциируются с языковым сознанием низших слоев общества, чьи взгляды и установки опускают человека вниз по социальной шкале, поскольку первый язык жаргона (арго) появился в среде воров и нищих. Какой мы хотим видеть Россию будущего?

В современном мире очень важно умение ясно формулировать мысль на любом языке, родном или изучаемом. Университеты готовят будущую интеллигенцию нашей страны. Кафедра русского и иностранных языков МГРИ занимается преподаванием русского языка как родного и как иностранного для будущих кадров технической и инженерной интеллигенции не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Желательно, чтобы в технических вузах не сокращались часы на преподавание лингвистических дисциплин и обучение студентов культуре речевого общения для профессий с повышенной речевой ответственностью.

Статью подготовила Ирина Петровна Твердохлебова, заведующий кафедрой русского и иностранных языков МГРИ



Кафедра горно-технологических систем и энергетических комплексов МГРИ теперь носит имя доктора технических наук и почётного разведчика недр Николая  Васильевича Тихонова!
Кафедра горно-технологических систем и энергетических комплексов МГРИ теперь носит имя доктора технических наук и почётного разведчика недр Николая Васильевича Тихонова!

26 июня в МГРИ прошло заседание Ученого совета университета, на котором было принято несколько важных решений.  Одно из них - присвоить кафедре горно-технологических систем и энергетических комплексов Факультета технологии разведки и разработки МГРИ имя Николая Васильевича Тихонова. Тихонов Н.В. - д.т.н., почётный разведчик недр. Окончил Скопинский техникум горного машиностроения в 1938-м году. Прошёл трудовой путь от техника-конструктора до главного механика завода. Поступил в Ленинградский Горный институт, закончить который помешала Великая Отечественная война. В годы войны работал в объединении "Москвауголь". В 1945-м году экстерном заканчивает Московский горный институт и в 1947-м году под руководством профессора А.О. Спиваковского защищает кандидатскую диссертацию по направлению "Горнотранспортные машины". После работы в научно-исследовательском горно-рудном институте свинца (НИГРИС) в 1955-м году Н.В. Тихонов переходит на работу в МГРИ, где вскоре и создает кафедру комплексной механизации и автоматизации геологоразведочных работ, которой и руководил до выхода на пенсию в 1985 году. Н.В. Тихоновым опубликовано более 150 научных работ, в том числе 15 учебников и монографий по направлениям горная механика и рудничный транспорт. Он автор 35 изобретений. Под руководством профессора Тихонова защищено 20 кандидатских и 4 докторских диссертаций. Долгие годы он был членом ВАК, экспертных и диссертационных советов.  По инициативе директора Университетского колледжа МГРИ имени Е.А.  Козловского Н.В. Старикова в МГРИ появится новое подразделение – социальный отдел в составе Университетского колледжа. Также на ученом совете рассматривался вопрос выдвижения кандидатур председателей Государственных экзаменационных комиссий на 2026 год по образовательным программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), направлениям подготовки аспирантуры и образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемым в СГИ МГРИ. По итогам заседания Совет утвердил их представление в Министерстве науки и высшего образования РФ. Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации 459/нк от 02.06.2025 сотрудники МГРИ получили ученое звание доцента: Профессору кафедры геотехнологических способов и физических процессов горного производства, доктору, технических наук, Вильмису Александру Леонидовичу, присвоено ученое звание доцента по научной специальности 2.8.8. «Геотехнология, горные машины».  Доценту кафедры геологии и разведки месторождений углеводородов, кандидату геолого-минералогических наук, Потемкину Григорию Николаевичу, присвоено ученое звание доцента по научной специальности 1.6.11. «Геология, поиски, разведка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Доценту кафедры экологии и природопользования, кандидату геолого-минералогических наук, Рукавицыну Вадиму Вячеславовичу, присвоено ученое звание доцента по научной специальности 1.6.21. «Геоэкология». На ученом совете Вильмису А.Л., Потемкину Г.Н. и Рукавицыну В.В. были вручены почетные дипломы доцентов. Гордимся нашими сотрудниками и благодарим их за вклад в развитие науки!

27/06/2025

Официальный набор на Школьный Факультет МГРИ 2025/2026 открыт!
Официальный набор на Школьный Факультет МГРИ 2025/2026 открыт!

ВНИМАНИЕ, школьники 6-11 классов и их родители! Школьный Факультет (ШФ) Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) – старейшая в России школа юных геологов (с 1947 года!) – объявляет о старте набора на новый учебный год!  Кого мы ждем? Учеников 6-11 классов, увлеченных загадками нашей планеты!  Если тебе интересно: Как устроена Земля под нашими ногами? (Общая геология)  Что скрывают в себе разноцветные камни? (Минералогия) Как выглядят следы древних животных и растений?(Палеонтология) И ты мечтаешь найти свой первый аммонит – тогда тебе точно к нам!  Что тебя ждет на ШФ МГРИ? • Бесплатные очные занятия Главном корпусе МГРИ (ул. Миклухо-Маклая, д. 23). При наличии иногородних школьников, планируются дистанционные занятия! • Практика, практика и еще раз практика! Работа с уникальными геологическими коллекциями МГРИ, настоящими минералами, горными породами и окаменелостями со всего мира. • Посещение уникальных геологических музеев: Рудный музей ЦНИГРИ, ИГЕМ и ВИМСа • Настоящая полевая геология! Обязательные весенние полевые выходы (экскурсии) в Подмосковье, где ты сможешь сам найти образцы и применить знания. • Лекции и практикумы от преподавателей, аспирантов и студентов МГРИ – действующих геологов с экспедиционным опытом. • Дорога в профессию: Лучшая профориентация для будущих геологов, разведчиков недр, палеонтологов! Многие выпускники ШФ становятся студентами МГРИ. • Команда единомышленников: Теплая атмосфера и новые друзья, с которыми интересно исследовать мир! СРОКИ НАБОРА И СТАРТ ЗАНЯТИЙ: • Запись открыта! Официальный набор пройдет 4 ОКТЯБРЯ 2025 года в главном здании МГРИ. Также запись будет проходить в течение года. • Занятия начнутся в ОКТЯБРЕ 2025 года (после формирования кружков). КАК ЗАПИСАТЬСЯ? ЗАПОЛНИТЬ ОФИЦИАЛЬНУЮ GOOGLE-ФОРМУ РЕГИСТРАЦИИ: https://forms.yandex.ru/u/6836db06d046888a9c629e6d/ Актуальная ссылка на форму регистрации всегда размещается в официальной группе ВК: vk.com/shf_rggru ВАЖНО: • Просто вступить в группу ВК – НЕДОСТАТОЧНО для записи! Необходимо заполнить форму регистрации. • Заполните все поля формы внимательно. • Подтверждение записи Вы можете получить не сразу после регистрации. Так же есть информационные группы Школьного факультета:  • Telegram: https://t.me/+Ot6YjJd0Wk4wZTJi • WhatsApp https://chat.whatsapp.com/Gj9lWdDOqH2CO0Dan6mjnF Не упусти уникальный шанс БЕСПЛАТНО: • Получить знания от ведущего геологического вуза! • Прикоснуться к настоящей науке и коллекциям! • Понять, твое ли это призвание! • Отправиться на полевые приключения! • Стать частью команды юных геологов МГРИ! Самые актуальные новости ШФ МГРИ: В группе ВКонтакте: vk.com/shf_rggru В тг-канале: https://t.me/shefeshka Ждем будущих первооткрывателей недр на Школьном Факультете МГРИ! До встречи в октябре в стенах университета! 

27/06/2025

МГРИ на фестивале «Эко-Москва»
МГРИ на фестивале «Эко-Москва»

Вчера завершился фестиваль «Эко-Москва»! С 20 по 22 июня сад имени Н.Э. Баумана превратился в настоящий центр экопросвещения для взрослых и детей. В рамках проекта «Лето в Москве» здесь состоялся фестиваль, на котором каждый мог окунуться в мир актуальных экотрендов и познакомиться с единомышленниками. Студенты и преподаватели Экологического факультета МГРИ не просто посетили фестиваль, а создали атмосферу полезного и интересного экопросвещения! Все 3 дня они проводили игры, мастер-классы и другие активности для гостей фестиваля и помогали им узнать больше об экологии!  Что же ждало участников на площадке МГРИ? Игры • «Построй экологичный город» • «Построй экосистему» Мастер-классы • «Показатели изменения качества окружающей среды» Активности • «Как лично я могу уменьшить свой экологический след» • «Что я бы хотел устранить из Москвы, чтобы она стала экологически чистой» • «Чем занимается эколог?» Благодарим всех, кто присоединился! Вместе мы делаем важные вещи для планеты и общества!  Если вы хотите присоединиться к команде экологов МГРИ, подавайте документы на программы Экологического факультета!  Программы обучения Контакты Приемной комиссии: +7 495 255-40-20

23/06/2025