+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    

Культура речевого общения. Заботимся о чистоте речи!

Приближается сессия и многие экзамены будут проходить не онлайн, а в аудитории, в условиях непосредственного общения с преподавателем. Какое впечатление мы хотим произвести на экзаменатора и аудиторию в этой ситуации? Безусловно, благоприятное!
А задумывались ли вы над тем, что успех устного ответа во многом зависит не только от того, что мы говорим, но и как мы говорим? От манеры речи, степени уверенности её звучания и беглости зависит многое. Разнообразие форм выражения мысли на родном русском языке, умение использовать грамотные и благозвучные речевые обороты могут стать надежными помощниками в подготовке к экзаменам.


Сегодня мы предлагаем вам порассуждать о том, что обедняет нашу речь, деформирует впечатление от устного выступления и искажает языковые нормы литературного русского языка.


Устное общение на родном языке (в чем его особенности, как происходит, в чем отличие от других типов общения, в чем заключаются речевые затруднения)?

После двухлетнего опыта жизни в условиях онлайн обучения, как никогда ощущается ценность устного общения в академической аудитории и в нашей привычной повседневной жизни. Устная форма речи всегда имеет адресата и обращена к присутствующему собеседнику. Ситуативность, направленность речи на конкретного человека или аудиторию определяют выбор невербальных средств общения (интонацию, громкость, тембр, темп речи). Манера произношения говорящего, его жесты и мимика – важные атрибуты устного общения. Именно невозможность непосредственного контакта со студентами, непонимание их реакции из-за опосредованности канала коммуникации во время пандемии вызывало негативную реакцию преподавателя-лектора. Ведь речь говорящего во многом зависит от того, кто и как её слушает. Учёными установлено, что при восприятии письменной речи воспроизводится лишь 50% полученной информации. То же сообщение, изложенное устно и воспринятое на слух, воспроизводится до 90%.

Важным отличием устной речи от продуманной подготовленной письменной речи также является ее неподготовленность и спонтанность. Именно речевая импровизация наряду с недостаточным владением говорящим общей культурой речи, может быть основной особенностью разговорной речи и причиной использования слов-паразитов.

Что такое «слова-паразиты» с точки зрения лингвистики?

Слова-паразиты, к сожалению, доставляют немало неприятностей в повседневном общении, вызывая раздражение или напряженную реакцию со стороны участников общения. По своей сути, слова-паразиты не несут смысловой нагрузки. Это вводные модальные слова, передающие скорее эмоциональность речи говорящего. С точки зрения современной филологии, психолингвистики и культурологии, они являют собой интереснейший лингвистический материал, так как помогают определить особенности и приоритеты языкового сознания того или иного слоя общества в соответствии с запросами времени.

Какую роль «слова-паразиты» играют в устном языке?

Слова-паразиты не являются феноменом речи только наших современников. Они существовали всегда. Безусловно, они засоряют речь и от них желательно избавляться. Функции слов-паразитов в речи разнообразны. Иногда они выполняют ту же функцию, что и вводные слова в письменном научном стиле речи, а порой скрывают косноязычие говорящего.

В устной публичной речи слова-паразиты играют номинативную роль, определяя культурный уровень говорящего. Кроме того, их употребление в речи самого оратора отражает его оценку культурного уровня аудитории. К счастью, слова-паразиты имеют тенденцию со временем уходить в прошлое, но их сменяют другие. Было время пристального наблюдения за ошибками в речи публичных персон, которые говорили «шершавым языком», и нарушение орфоэпических норм русского языка, ошибки в словоударении, слова-паразиты становились предметом анекдотов и колких публицистических памфлетов. Но возможна ли безупречная устная речь?

Шероховатости в устной речи неизбежны. Можно назвать еще несколько причин злоупотребления «словесным мусором». Во-первых, слова-паразиты показывают бедность словарного запаса и служат для связи слов в предложении при отсутствии у говорящего иных средств выражения. Во-вторых, в некоторых случаях употребление лишних слов-паразитов дает человеку долю секунды подумать, о чем сказать дальше, если для него это затруднительно. Наконец, такие слова могу быть своего рода социальными маркерами, соотнося человека с определенной социальной группой, к которой он хочет принадлежать. В этом смысле они близки сленгу.

Прислушиваясь к речи университетской молодежи к наиболее распространенным сорным словам можно отнести слова: «ну», «в общем», «как бы», «это», «как его там», «типа», «я типа это», «блин», «короче», «смотрите», «по факту». Прокомментирую два последних. Причина их использования кроется в распространенном использовании англицизмов.

Возможно, слово «смотрите» стало заимствованием разговорной формулы на английском языке «look/ look here”, используемой для привлечения внимания собеседника в неформальном стиле речи. При общении в академической среде на русском языке данное выражение приобретает несколько фамильярный и неуважительный оттенок, вызывает ассоциацию с фразой «слушай сюда», после которой ожидается какая-то разборка авторитетов 90-х или драка. Невольно задумываешься, почему не процитировать Маяковского и не сказать: «Послушайте!».

Другим примером слова-паразита, ставшего сорным не только среди студентов, а повсеместно, является «по факту». Могу предположить, что это тоже, как и «смотрите», калька с английского языка. Если перевести выражение «in fact», то можно найти много разнообразных вариантов, например: на самом деле, по правде говоря, в действительности. Словарь синонимов поможет решить проблему с выбором подходящего речевого образца.

Почему важно следить за «чистотой речи»? Есть ли для этого какие-то методики?

В наше время цифровизации, медийной жизни и формирования клипового мышления, все культуры и, соответственно, все языки сейчас фактически переживают процесс исчезновения устного литературного языка. Русский язык в этом смысле не является исключением. Сохранение чистоты родной речи, разнообразия форм выражения мысли на родном русском языке, умение использовать грамотные и благозвучные речевые обороты, равно как и оберегать языковые нормы литературного русского языка - сегодня актуальная социокультурная задача многих российских образовательных институтов.

Следует понимать, что сленг, жаргонизмы, «матизмы» и слова-паразиты вместе взятые не только засоряют речь, но сразу ассоциируются с языковым сознанием низших слоев общества, чьи взгляды и установки опускают человека вниз по социальной шкале, поскольку первый язык жаргона (арго) появился в среде воров и нищих. Какой мы хотим видеть Россию будущего?

В современном мире очень важно умение ясно формулировать мысль на любом языке, родном или изучаемом. Университеты готовят будущую интеллигенцию нашей страны. Кафедра русского и иностранных языков МГРИ занимается преподаванием русского языка как родного и как иностранного для будущих кадров технической и инженерной интеллигенции не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Желательно, чтобы в технических вузах не сокращались часы на преподавание лингвистических дисциплин и обучение студентов культуре речевого общения для профессий с повышенной речевой ответственностью.

Статью подготовила Ирина Петровна Твердохлебова, заведующий кафедрой русского и иностранных языков МГРИ



Визит делегации Ханойского университета геологии и горного дела Социалистической Республики Вьетнам
Визит делегации Ханойского университета геологии и горного дела Социалистической Республики Вьетнам

17 апреля 2024 года в Российском государственном геологоразведочном университете им. Серго Орджоникидзе состоялась встреча руководства МГРИ с представителями партнерского Ханойского университета геологии и горного дела. В состав делегации вошли ректор – господин Чан Тхань Хай и руководитель международной службы – госпожа Нгуен Тхи Хоай Нга.  Гости посетили Минералогический музей МГРИ, где заслуженный сотрудник университета, хранитель музейного комплекса Татьяна Юрьевна Должанская провела экскурсию и рассказала о некоторых представленных в музее экспонатах.  На официальной части встречи со стороны МГРИ присутствовал ректор МГРИ Юрий Панов, проректор по международной деятельности и дополнительному образованию Дмитрий Береснев, руководитель проектного офиса по международным коммуникациям Шивлета Тагирова и начальник отдела международного сотрудничества Александр Кувшинов.  Наши университеты связывают схожие направления подготовки кадров в области геологоразведки, поэтому основными темами переговоров были вопросы студенческого и научного обмена, проведения совместных мероприятий – и в целом, продвижения образовательных и исследовательских программ. Первым шагом к реализации будущих совместных проектов стало подписание Соглашения о сотрудничестве, которое ляжет в основу дальнейшего научного и образовательного взаимодействия. |SLIDER|

17/04/2024

Международный научный форум “Диалог культур и цивилизаций”
Международная деятельность
Международный научный форум “Диалог культур и цивилизаций”

В Москве проходит Международный научный форум “Диалог культур и цивилизаций” организованный Министерством науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», Белорусским государственным университетом культуры и искусств, Российским культурологическим обществом и Ассоциацией образовательных организаций «Научно-образовательная теологическая организация» (НОТА). Цель Форума – создание регулярной международной дискуссионной площадки для интеграции образовательного, научно-исследовательского, интеллектуального потенциала теоретиков и практиков в области социально-гуманитарных наук и обсуждения путей преодоления проблем межкультурного и межгосударственного взаимодействия, продвижения в международном гуманитарном пространстве идеи многополярного мира и безальтернативности диалоговых коммуникативных стратегий в любых исторических обстоятельствах. 11 апреля на Форуме  с докладом «Экономика как фактор культурной интеграции СНГ» выступил доктор экономических наук, профессор, советник ректора Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе Курбанов Нурали Хайдарович. В ходе своего выступления он отдельно остановился на содержании и характере экономических и культурных взаимоотношений, которые имеют место между Таджикистаном и Россией в современных условиях. “Народы России и народы Таджикистана были и всегда будут братскими народами и стратегическими партнерами.  Наши отношения имеют тенденцию динамичного развития. Проведение форума «Диалог культур и цивилизации» в этих непростых условиях является очень важным, своевременным и нет сомнение в том, что научные дискуссии, которые проходят в ходе конференции сыграют большую роль в развитии культурных интеграционных процессов на пространстве СНГ.” - отметил в своем выступлении Нурали Хайдарович.

12/04/2024

Заведующий кафедрой разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений А.Х. Шахвердиев принял участие в Международной научной конференции «Математика в созвездии наук»
Новости факультетов
Заведующий кафедрой разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений А.Х. Шахвердиев принял участие в Международной научной конференции «Математика в созвездии наук»

Заведующий кафедрой разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений А.Х. Шахвердиев принял участие в Международной научной конференции «Математика в созвездии наук». 1-2 апреля в МГУ имени М.В.Ломоносова прошла Международная научная конференция «Математика в созвездии наук», организованная в честь юбилея ректора Московского государственного университета академика В.А. Садовничего. В работе конференции приняли участие более 1100 ведущих российских и зарубежных ученых и высокие гости. А.Х. Шахвердиев выступил на секции «Математическое моделирование и прогнозирование глобальных процессов» с докладом «Моделирование многофазной полиномиальной динамической системы в условиях неустойчивости процесса».

12/04/2024

МГРИ принял участие в Дне Российского недропользования
МГРИ принял участие в Дне Российского недропользования

10  апреля в рамках проведения Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ прошел День Российского недропользования. Мероприятие организовано Федеральным агентством по недропользованию при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.    Площадка мероприятия объединила представителей органов государственной власти, бизнеса, научно-исследовательских и образовательных учреждений, производственных организаций, субъектов Российской Федерации, отраслевых высших учебных заведений.  День Российского недропользования начался с пленарного заседания “Недропользование для стабильного будущего: эпоха возрождения” в котором принял участие ректор МГРИ Юрий Панов. Открыл заседание руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Петров, который обозначил основной вектор развития отрасли. «Отрасль должна ориентироваться на создание новых технологий производства энергии: водородной, солнечной, и традиционных: гидро- и атомной энергии, функционирующих на новом фундаменте новых технологий. Чтобы достичь таких результатов, необходимо коренным образом поменять отношение к воспроизводству и будущему развитию сырьевой базы. Появление новых цифровых механизмов позволит привлечь финансирование в разведку и добычу». Евгений Петров Ректор МГРИ Юрий Панов поднял вопрос о создании нового подхода к системе подготовки кадров для геологической отрасли.  «Мы единственный вуз, который не менял свое направление за более чем 100 лет. Мы открываем новые филиалы, возрождаем техникумы, в этом году Старооскольский. Ощущаем рост интереса выпускников к профессиям геологического профиля. В этом году мы видим увеличение количества студентов – это вызвано перспективностью отрасли. Мы отремонтировали аудитории, обновили компьютерный парк. Понимая смену парадигмы геологоразведочной отрасли, многие процессы переносятся с полей в лаборатории, мы их модернизируем. В 2023 году в МГРИ создана Лаборатория цифрового образовательного контента, в рамках которой мы реализовали и внедрили технологию создания мультиязычных видеокурсов на основе искусственного интеллекта».  Юрий Панов Также ректор представил собравшимся первый в России Центр искусственного интеллекта в сфере геологии и недропользования открытый накануне Дня геолога в МГРИ, а также разработки университета созданные с использованием современных цифровых технологий и  искусственного интеллекта. Вопрос обеспечения профильными кадрами геологоразведочной отрасли обсуждался и на тематической сессии «Развивая экономику талантов: повышение имиджа отрасли»  Отрасль недропользования  испытывает потребность в кадрах и ей нужны специалисты, которые будут более гибкими и использовать инновационные методы работы - основной вывод, к которому пришли участники сессии. “Только создание единой системы управления кадровым потенциалом геологической отрасли может восполнить нехватку кадров” - отметил ректор МГРИ Юрий Панов. ”В рамках этой системы необходимо создать центр мониторинга потребностей предприятий в специалистах геологической отрасли, который будет собирать с предприятий запросы и формировать программы подготовки кадров.” Также ректор МГРИ представил проект “Цифровой наставник”, который поможет сохранить опыт экспертов отрасли и использовать его как в обучении, так и в решении практических отраслевых задач. |SLIDER|

11/04/2024